После смерти Иоанна Грозного было в России 30 лет смуты, Смутного времени. При царе Борисе произошло окончательное закабаление крестьян. Крестьяне, т.е. большая часть России, окончательно позабыли о том, что такое радость. Нищета, болезни, голод… И как следствие – крестьянские восстания и бунты, которые карались жестоко. В народе зрела мечта: добрый царь! Как хочется доброго царя, который пожалеет, защитит от произвола богатых, накормит… Потому слух о воскресшим из небытия царевиче Дмитрии стал радостной новостью: уж он-то будет царём-батюшкой! То, что новоявленный «царь – батюшка» объявился из Польши, никого не смущало: мало ли куда от беды убежишь! И Русь поверила… Будет Лжедмитрий первый, Лжедмитрий второй – тушинский вор, поляки в Москве.. И спасут Русь два Кузьмы: Кузьма Пожарский и Кузьма Минин.
Род Пожарских – потомки Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Дед Дмитрия Пожарского Фёдор Иванович был воеводой при Иване Грозном, брал Казань. Царь Иоанн Грозный любил воеводу. Но во время опричнины настроения царя изменились, Пожарские попали в опалу и были сосланы с царских глаз долой – в Нижний Новгород. Внук опального воеводы Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 г. Его родители – Михаил Фёдорович Пожарский и Мария, Ефросиния Беклемишева. (Об ту пору не редкость два имени). При крещении мальчика нарекли Косма, в честь бессребреника. Второе же имя нарекли в честь Дмитрия Солунского. Это, так называемые, прямое и публичное имя. Когда умер отец, Дмитрию исполнилось 10 лет. Мать с детьми переехала в Москву. В Москве у деда были дома. Один из них на Сретенке. Воевода Фёдор Иоаннович и его жена Мавра после смерти своей нашли упокоение в Троице-Сергиевой Лавре.
Дмитрий служил при дворе. При царе Борисе род Пожарских опять не угодил и вновь стал опальным. Но затем царь передумал, опалу снял. Дмитрия взял в стольники, а мать стала старшей боярыней при Ксении. Княгиня Пожарская была высокообразованной женщиной. Все силы вдова, мать отдала тому, чтобы дать детям блестящее образование. Дети называли её своим другом. И она до самой смерти была им первой помощницей во всех начинаниях и делах. Все, кто знал Пожарскую, говорили, что её, кроме ума и образованности, особо отличали от других три качества: Вера, Честь и Долг. Эту глубокую веру в Господа, высокое чувство долга и чистейшее понятие о чести личной и чести рода мать передала всем детям. Но особенно в этом был похож на мать Дмитрий. Народ любил князя: в князе не было ни капли алчности, гордости, зазнайства. Он никогда не гордился древностью своего рода, хотя всегда берёг его честь.
17 мая 1606 г. в Москве был убит Лжедмитрий первый. Царём избран Василий Шуйский. На историческом горизонте возник очередной призрак – Лжедмитрий второй. Шуйский назначает Дмитрия Пожарского воеводой и отправляет воевать с поляками. За доблесть, проявленную в бою, за талант полководца князь был награждён. При чём в наградной грамоте было сказано, что честный князь «на воровскую прелесть и смуту ни на которую не покусился, стоял в твёрдости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякие шатости.»
Однако в Москве против Шуйского восстали. Предложили и князю Пожарскому присягнуть на верность самозванцу. На что князь ответил, что знает только единого царя и присяге своей не изменяет. В результате боярского заговора Шуйский был свергнут с престола и сослан в монастырь. В 1609 году беда расползлась по всей России: большая часть Россиян признала царём Лжедмитрия. Только Троице-Сергиева Лавра да несколько городов России остались верны Шуйскому. В их числе был и Зарайск, где на то время воеводствовал Пожарский. Осенью 1609 года был убит Лжедмитрий второй. И началась открытая интервенция поляков. Семь знатных бояр – Временное Правительство Москвы, так называемая Семибоярщина, испугавшись множества вражеских войск, присягнула королевичу Сигизмунду и тайно впустила в Кремль польский гарнизон. Поляки заключили в тюрьму патриарха Гермогена. По городам стали рассылаться его письма, в коих патриарх призывал восстать за Россию и Веру Православную. Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий поддержал патриарха и тоже начал рассылать письма с призывом восстать против интервентов. Дело патриарха и архимандрита продолжил Нижний Новгород, отправляя послания: « стати за веру и за государство». Так начало собираться Первое Ополчение. Ополчение поддержали князья: Пожарский, Трубецкой, Заруцкий. Однако Дмитрий Пожарский был тяжело ранен. Тайно ополченцы вывезли князя в Троице-Сергиеву Лавру, где монахи стали его лечить. Заруцкий и Трубецкой ещё бились под Москвой, но эти бои уже не могли повлиять на события, и поляки торжествовали победу. 17 февраля 1612 скончался от голода в темнице мученик патриарх Гермоген. Это событие всколыхнуло всех, кому была дорога Россия. Нижний Новгород стал собирать второе ополчение. Нижегородские воеводы Репнин и Алябьев да земский староста Кузьма Минин вновь пригласили Кузьму-Дмитрия Пожарского возглавить Второе Ополчение. И князь, конечно, не отказал.
Два месяца бились ополченцы с поляками. Для укрепления войска князь Пожарский ввёл строгую дисциплину и жалование. На командные должности назначал не за знатность, а «по делу». Бог даровал России победу. И был избран царём Михаил Романов. Во время миропомазания царя царский венец на золотом блюде держал дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр – князь Дмитрий Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Пожарский. После венчания на царство Михаил Романов посылает Пожарского освобождать от поляков Калугу и Можайск, где князь организовал летучие партизанские отряды, наносившие огромный урон армии королевича Владислава.
Умер князь 30 апреля 1642 года на 65 году жизни. Говорили, что он не то принял, не то хотел принять схиму с именем Косма, но не успел. День его смерти – среда второй недели по Пасхе. Похоронен князь в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. По мужской линии род Пожарских пресёкся. А по линии его дочерей потомки князя – Андрей Михайлович и Пётр Андреевич Волконские.
В 1817 году А.Ф. Малиновский сказал: «Доколе название России, спасённой князем Пожарским пребудет на земном царстве знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству.»
Примером «геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству» служит для россиян и второй Косма – Кузьма Минин. Но, увы, при царе не очень жаловали простых героев и не шибко старались о них что-то узнать и оставить для потомков. После царя – не нужны стали и князья. Такая уж у нас во все времена и при любой власти была и есть история. Сведения о Минине очень скудны.
Начнём с того, что точно никто не знает даже его фамилию и к какому роду он принадлежал. По одним данным он – Кузьма Минич Анкундинов. Род Анкундиновых владел соляными приисками, занимался солеварением. По другим данным он – Кузьма Захарьич Минин-Сухоруков, торговец мясом, рыбой и солью. Жену звали Татьяна Семёновна. Был у них сын Нефёд. Кузьму Минина все знали, как человека прижимистого, который не даст в торговле обидеть ни себя, ни товарищей. Он был человеком строгим, честным, трезвого ума. И очень любил Россию. Несмотря на то, что в мирное время копейка от него никогда не утекала, и хозяин он был бережливый, во время сбора средств на ополчения все сбережения своей семьи отдал на снаряжение армии. Даже все украшения жены были проданы, а деньги переданы на армию. Именно он и предложил вновь призвать, как главнокомандующего Вторым Ополчением, князя Дмитрия Пожарского. Но и Пожарский знал Минина, как человека в высшей степени честного, порядочного и расчётливого. Потому, в свою очередь, предложил возложить всю хозяйственную часть армии на Минина. Итак, вся хозяйственная организация армии легла на плечи Кузьмы Минина. После окончания войны Кузьма Минин прожил не долго – менее 4-х лет. Он был послан в Казань по случаю восстания татар и черемис. В дороге скончался. Это была середина 1616 года. Похоронен в нижегородском Кремле.