Порядок молитв по рождении ребенка

Уроки веры №5 2013

Практически от каждой женщины можно услышать: «Скорей бы уж покрестились! Как тяжело ждать крещения!»
Действительно, дни от родов до крещения и радостны, но и полны томящей неопределённости. Ребёнок и мать – как «между небом и землёй». Почему же так тяжело? Ответ прост: потому что мы ничего не делаем так, как нужно.!

Мать – Церковь никого не оставляет. Все её чада всегда под покровом. Если, конечно, поступают так, как должно. Если женщина чувствует, что роды уже близко – можно попросить отслужить молебен: жене пред порождением.
После родов, в самый тот же день, когда ребёнок родился, нужно попросить батюшку прочитать молитвы на 1-й день родов.
Сейчас батюшки читают их в основном в храме. А это не положено. Но, к сожалению, в роддом не всегда пускают! И всё же… можно попытаться попросить. Эти молитвы читаются исключительно над роженицей и ребёнком!
О чём просит священник в этих молитвах? Я процитирую небольшие отрывки из них. И каждая женщина поймёт, что это именно то, что ей и ребёнку нужно!
Просьбы:
«сохранить женщину от диавольского мучительства»;
«младенца соблюсти от всякого яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивного, от духов лукавых, дневных же и нощных»;
«Ангелы светлыми и сияющими сию огради: соблюди от всякого наития невидимых духов», «от ревности и зависти и от очес призора»;
«младенца сподоби поклониться земному храму»;
«простить рабе сей грехи и всему дому, в нем же родися отроча».
Поминается и первое повеление Господа: растить детей, множиться, исполнять землю и обладать ею.
С самого первого дня Мать-Церковь окружает женщину и младенца любовью, заботой.
Если дитя здраво, то на Руси на 8-й день ребёнку нарекали имя. Сейчас этот обряд вставлен в обряд крещения. Но это, опять же, налагает определённые трудности для ребёнка и матери. Ведь всего через неделю после 1-й молитвы, младенец получает новое укрепление: наречение имени есть слияние младенца со своим святым. Ребёнок как бы вверяется святому, отдаётся под его покровительство. Это новая защита и от диавольского мучительства, и от «очес призора», и от «ревности и зависти». Имя обычно нарекали в притворе церкви, т.е. недельный ребёнок уже побывал в доме Божьем. Сейчас всё чаще матери просят священника исполнить сей обряд, как положено. И священники, конечно же, идут навстречу. Ибо смысл тайнодействия – защита малыша.
Если, конечно, вы думаете лишь о том, как накопить деньги на грандиозное застолье, и только от этого события отсчитываете дату единственного «похода» в церковь «на крестины» — ваше дитя остаётся без попечения.
Вообще, наречение имени — это важнейший момент в жизни христианина. Уже сотворение Адама включало в себя наречение: «и нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым», «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц поднебесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и что бы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей». И далее Бытие повествует о сотворении Евы: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою…» Поэтому христиане всегда уважительно относятся к имени. Раньше считалось кощунством давать человеческое имя вместо клички животному. Теперь же вошло в моду давать имена человеческие даже ураганам, тайфунам и проч., уносящим сотни человеческих жизней.
И, конечно, будем избегать нелепых предрассудков: если назвать в честь мученика, будет всю жизнь мучиться и т.д. Подобные нелепости вообще недостойны православного человека.
Крестили ребёнка обычно между 8 и 40 днём. А кроме того, есть ещё один обряд: воцерковление. В отношении этого обряда путаницы больше всего. Одна моя знакомая с изумлением рассказывала: в одном и том же городе в одной церкви воцерковляют до крещения, а в другой церкви – после крещения. Надо сказать, что эта женщина далека от церкви и потому объяснить толково, что происходило в храме, она не могла. Она просто возмущалась. Но возмущаться здесь — не стоит.
Дело в том, что ранее было два обряда: воцерковление предкрещальное и послекрещальное. Сейчас их в основном соединяют и проводят одно: после крещения, когда новокрещённого ребёнка заносят в алтарь. До 15 века в алтарь вносили и мальчиков, и девочек, как знак того, что и мужчины, и женщины – образ Божий, все наследуют Царствие Небесное. Только в одном было отличие, показывающее, что женщина не может стать священником: мальчика обносили вокруг престола, а девочку только с трёх сторон, минуя переднюю, где стоит перед престолом священник. Так же, когда освящали новый храм, до освящения престола в алтарь пускали всех с благоговением помолиться и поклониться Господу. И только после освящения престола в алтарь женщин не пускали. Сейчас до освящения престола в алтарь чаще всего, мирян не пускают вообще. А при воцерковлении девочку подносят к иконе Богородицы, что на Царских Вратах.
Во время воцерковления так же молятся о ребёнке: «да умного сподобится света». Новокрещённый вступает в Церковь, в Новую Жизнь. После воцерковления можно причащаться Христовых Таин. Обряд воцерковления был необходим в первую очередь для того, чтобы женщина, давно не посещавшая храм, как бы «восстановилась» в теле Церкви. Ведь раньше считалось: кто пропустил два подряд воскресенья без уважительной на то причины, отторгал себя от Церкви. А здесь речь идёт не о 14 днях, а о целых 40. Впрочем, дней может быть и 40, и 36… Важно для воцерковления одно: чтобы мать успела очиститься. Однако же, в тяжёлом состоянии и при угрозе жизни родившую женщину можно причастить до воцерковления, а ребёнка покрестить и наречь именем (даже если это сделает сама мать или любой мирянин) сразу же по рождении.
Если же мать иноверка, то дитя воцерковляется восприемником.
Крещение должно совершиться вовремя, а не по прихоти родителей. Если ребёнок умер некрещеным «нерадения ради», то повинные в этом родители на три года отлучались от причастия. И даже если дитя живо, но долго некрещено – это родительский грех, за который они отвечают. Младенец не может покрестить себя сам. И остаётся в земной жизни беспомощной, лёгкой добычей для всех злых сил. Никто не имеет право другую жизнь повергать в скорби. Возражение: вот вырастет и сам выберет себе веру вообще лишено всякого смысла. Если родители крестились в православии, то почему они собираются воспитывать своё дитя так, что оно будет «выбирать веру»? Для чего они крестились сами? И считают ли они себя честными перед Господом, если сомневаются в церковных таинствах? Можно понять атеистов: мы в Бога не верим, вырастет – покрестится сам, если захочет. Но понять православных, которые откладывают крещение ребёнка на месяцы, а то и годы – нельзя.
И ещё частый вопрос: можно ли крестить на Пасху или в Великий Пост?
Первые христиане желающих покреститься (взрослых) обычно долго готовили к крещению. Их называли оглашенными. Они ходили на церковные службы и могли (и должны) находиться в храме до «Литургии верных». И сейчас священники подают возглас, как и в старые времена: «Оглашенные… главы преклоните… изыдите…». И перед последней частью Литургии — Литургии Верных – оглашенные покидают храм. Так вот этих оглашенных в ранней церкви крестили именно на Пасху. Так что крещение на Пасху – древняя традиция. Вопрос же: можно ли креститься в Великий Пост – не имеет смысла, потому что ребёнок должен быть покрещён и воцерковлён не позже 40-го дня. И абсолютно не важно – пост или не пост. Если, конечно, для вас главное – вручить дитя Богу и защитить от тёмных сил. Если же главное – мясное застолье после крестин и рюмки шампанского – то это уже вопрос вашей совести. Но вашему малышу очень горько: ведь его жизнь и благополучие самые родные люди променяли на скоромный стол. Это грех. И плоды его будут горьки. Потому никогда не забудем старую поговорку: грех имеет силу. Хотели бы мы сами, чтобы кто-то из дорогих нам людей променял нас на бутылку и котлеты? Потому, как молимся в молитве преподобному Серафиму Саровскому о даровании любви к ближним, будем повторять: «…Помози… не творити другим елика себе не хощем бытии вся любовию покрывати…».