Оливки и бесплодная смоковница

Уроки веры №5 2015

Великий Понедельник рассказывает нам о проклятии бесплодной смоковницы и изгнании торгующих из храма. Так начинается Страстная седмица. Как трактует церковь проклятие смоковницы? Ведь, как сказано в Евангелии, время сбора инжира ещё не пришло. Зачем проклинать дерево, если по Божьему же закону не пришло время плодов?
Во-первых, Спаситель прежде рассказал другую притчу… Смоковница была бесплодна. И господин сада велел вырубить её, однако Садовник уговорил Хозяина удобрить и окопать смоковницу. Уж если и тогда не принесёт урожай – срубим и бросим в огонь. Древесина смоковницы не пригодна для мебели. Ею можно только топить печь. Если дерево погибло – оно сгодится лишь в очаге. Прошло время. Три года проповедовал Господь и творил чудеса — самые удивительные: исцелялись прокажённые, парализованные и немые, оживали мёртвые, вода становилась вином… И вот совершается проклятие смоковницы. Оно как бы продолжает притчу. Неплодная смоковница – иудейство. Добрый Садовник Христос «удобрял» иудейство проповедями, чудесами… Что же в ответ? Плодов нет. Но причина проклятия не только в этом; евангельская притча много глубже. Если бы на смоковнице просто не нашлось плода алчущему Господу! Дело обстояло, как говорится, много хуже. В чём же главная беда, точнее – вина смоковницы? На ней были листья! Что ж такого?
Смоковница вначале даёт плоды. А потом уже покрывается листьями. Плоды ДО, а листья ПОСЛЕ. Ещё было не время собирания смокв. И другие смоковницы стояли без листвы. Среди них, как гордый человек, выделялось дерево, покрытое листвой. Значит – плоды должны быть! Есть листья – должны быть плоды. Но плодов не было. Листья на смоковнице стали символом пустого, лживого обещания. А фарисейство стало именем нарицательным. Вот за что была проклята смоковница и изгнаны торговцы из храма: за внешний обман, не соответствующий содержанию.
Грех не отдать Богу плода. Но ещё больший грех – делать вид, что плод есть, что ты что-то значишь и представляешь из себя. Такой грех подлежит суровому наказанию. Бог отторгает лживых обещателей от жизни.
Как стала символом проклятая смоковница, так стало символом и оливковое дерево.
Что из себя представляет в реальности дерево оливки? Оливка необычайно плодовита. Не случайно ветвь оливки дарили молодожёнам – чтобы было столько детей, как у оливки плодов!
Далее… Оливка растёт на любой почве. Есть даже пословица: олива из земли всегда прорастёт. Выдерживает засуху, самовосстанавливается, не боится мороза до -10 градусов (а ведь растение южное). Чем не прообраз православного человека?! Живи, выживай везде, приноси плоды своей жизни и славь Бога!
Оливковое дерево живёт в среднем 300 лет, но может жить и 2 000 лет. Оно не стареет – сотни лет способно плодоносить.
Упавшие на землю плоды не пригодны для производства масла. Оливки для получения масла снимают с дерева. Оливковое масло называют «жидким золотом». Оно очень полезно для здоровья, используется для лечения кожных заболеваний, кроветворящих органов, для восстановления организма… и просто для еды
Масличное дерево – символ праведного Божьего человека. Вот какими нас хочет видеть Бог: всегда дающими свой плод, стойкими к трудностям, приносящими пользу людям и Отечеству, трудящимися во славу Божию… И главное – мы никого не должны обманывать (ни людей, ни Бога) бесполезной внешней религиозностью или благодеяниями, рассчитанными на публику: от одной пустой листвы сыт не будешь. Листва производит впечатление. Но не имеет прока.
Само масло – символ Божьей милости, вечного Блаженства. Масло – это и символ полезного доброделания. А изобилие плодов – знак Божьей милости на людях, знак дарованного спасения. В молитвах мы просим умножения пшеницы, вина и елея, то есть просим Божье благословение на нашу жизнь. Но для того, чтобы получить просимое, мы не должны обманывать Бога и людей. Листва без плодов – пустое обещание, которое бросается в глаза — и только.

Помазание маслом используется во многих православных службах, обрядах. Дарование человеку части Божественного Духа сопровождалось помазыванием елеем или миром, как зримый образ Божьей благодати. Рекомендуют помазывать крестообразно себя освящённым маслом утром или вечером после молитв, используя кисточку или церковную свечу. К освящённому маслу положено относиться с благоговением. Масло после Соборования не рекомендуется использовать в лампадах. Разрешается промачивать маслом бинты, вату, прикладывать их к больному месту так часто, как то требуется. Только потом необходимо использованные бинты сжигать. Можно капать масло на еду или просфору и употреблять в пищу.
Масло используют и в чине освящения дома. Зачем мы вообще освящаем дом? Исполняя церковные обряды мы так же можем быть похожими либо на оливковое дерево, либо на бесплодную смоковницу. Это зависит от того, как мы подходим к церковным обрядам и когда их исполняем. Всему есть своё время. Если время не соблюдается, то исполняется обряд не для плода, а для «пышной листвы»: мол, всё, что положено – делаю. А так ли делаем? Во время освящения мы призываем Господа. То место, которое Господь освятил Своим присутствием, ограждают ангелы. Мы просим у Господа: пусть будут у нас «вместо пепла – украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылыго духа – славная одежда». Мы просим того чуда, которое Бог уже сотворил однажды, войдя в дом Закхея.
Дом называли раньше храмина. От слова храм. Спасение получает не один праведник, но все, кто его окружают — вся семья. Как получила его вся семья Закхея. «С преподобным преподобен будешь».
Не лишне нам знать и то, как относились раньше к строительству дома. Мы сейчас вначале строим дом. А потом идём просить батюшку освятить его. Действие в корне неправильное. Строительство дома рассматривалось как воссоздание утраченного рая. Семейный дом – это рай на земле. В церковных требах есть чин освящения основания нового дома. Совершая этот чин, священник просит Бога незримо присутствовать при строительстве дома, просит оградить место стройки от присутствия нечистой силы, дабы избежать в новом доме внезапных смертей, травм, бед. Освящались три камня, которые полагались в основание дома. Если дом намереваются покупать, то священника просят молиться ДО покупки, а не после.
Вообще в нашей жизни все акценты смещены. Мы всё стараемся освятить ПОСЛЕ, а не до того как… Это касается не только дома. Во многих аспектах мы исполняем церковные таинства «для листвы». А ведь упущенное время не даст получить плоды. Молодые пары не спешат венчаться. И родители с этим согласны. Вдруг разведутся? Пусть поживут, попробуют… а уж потом можно и Божье благословение попросить! Рождаем дитя и не спешим пригласить батюшку на прочтение молитв в первый день после родов. А ждём 40-го дня (в лучшем случае! А то ещё можем ждать конца поста или приезда назначенного крёстного из командировки). Известны иконы зачатия. На этих иконах изображены молящиеся супруги. Опять же – молятся до зачатия ребёнка, а не после того, как дитя уже появилось в утробе. Дом освящаем уже построенный. А иной раз в нём уже и пожили немало лет! Да всё недосуг было пригласить батюшку: то не купили хорошую мебель, то порядок не навели, то ремонт не сделали… Бывают случаи, когда неверно поступают не прихожане, а священники: например, люди просят батюшку освятить дом повторно из-за случившихся бед, а священник читает чин освящения нового дома (что тоже бесполезно, как листья). Меж тем был специальный чин обновления освящения дома. Колодцы и печи сейчас и вовсе никто не освящает. Конечно, у нас газовые плиты, а то и микроволновки. Но едим-то мы по-прежнему. И пища должна нас спасать, а не уничтожать. Пища не должна стать «хлебом болезни». Вода, овощи с огорода и плоды из сада, пища, приготовленная в очаге, должны быть чистыми. И как следствие – укреплять и защищать нас. Для этого они ИЗНАЧАЛЬНО должны быть под сенью Божьей благодати. Когда мы освящаем пищу? Опять же уже после её приготовления – за обеденным столом.
К чему приводит современная манера освящать всё ПОСЛЕ, а не изначально? Мы всё пытаемся делать сами, без Бога. А потом просим Бога освятить то, что получилось у нас. И не думаем о том, что у нас могло получиться нечто такое, что просто не нужно ни Богу, ни нам. Смоковница дала много листвы. Но именно это ей было поставлено в вину и стало причиной её смерти! Многие священники обеспокоенно говорят о стремлении современных людей без знаний, без душевного понимания получить «церковную таблетку» для дел, которые либо не нужны, либо делаются не так и не вовремя. Кроме того, это значит, что к церковным таинствам мы относимся, как к магическим действиям. Делаю это – как следствие будет то. Зачем крестить ребёнка? Вовсе не для того, чтобы вручить его Богу, чтобы сделать его наследником жизни вечной, а чтобы не болел. Для чего надо дитя причастить? Опять же, чтобы не болело или чтобы было послушным. О том, что чадо соединяется с Господом, становится сотелесным Христу – никто не только не знает, но и знать не хочет. Это магический взгляд на жизнь: сделали амулет – должен работать без моего труда. Листья есть – что ещё нужно?
Церковь и Священное писание говорит нам прежде всего об устремлении Бога и человека друг ко другу. Бог ищет человека. Несёт заблудшую овцу. Но ей, этой овечке, не следует себя вести подобно непослушному, упрямому, своевольному, брыкающемуся козлику. Человек сам должен стремиться быть с Богом. Потому иной раз святые наставляли людей: Бог не спросит, почему ты не молился; Бог спросит, почему ты не со Мной? Если мы с Богом, мы ничего не будем делать сами. Ибо помним: без Него не можем делать ничего. Это во-первых. А во-вторых, можем вообще сделать не то, что нужно Богу, людям, нам самим. И за эти «листья» — получим не награду, а кару.
Внешне мы зачастую выглядим очень благопристойно. Держим пост. Четыре раза в году или пусть даже каждый месяц причащаемся. Ежедневно читаем молитвенное правило. Ходим в храм каждую неделю. И при всём этом будем смоковницей, которую украшает лишь пышная листва. Да, мы верим в Бога. А разве бесы не веруют? И трепещут побольше нашего.
Чтобы не прошла наша земная жизнь даром, нам надо чаще вспоминать яркий образ оливкового дерева. Живёт долго. Выживает везде. До смерти плодоносит. Из плодов получают «жидкое золото». И плоды полезны всем. Оливковое дерево выросло первым после всемирного потопа, возвещая людям о том, что Бог людей простил. Пусть дух, душа и тело человека устремляются к этому образу. Чтобы получилось всё, что мы задумали, мы должны хотя бы следовать простому правилу: ВНАЧАЛЕ просим благословение и молимся, а ПОТОМ делаем. И никогда наоборот!
Бывают и такие ситуации, когда мирянин просит сделайте то-то. а священник отвечает: сойдёт и так. Я знаю лично несколько человек (самое печальное – в разных населённых пунктах; то есть дело не в одном батюшке, а в ситуации, сложившейся в церковной жизни), которым отказали в освящении квартиры: мол, святой человек место святит! Этот принцип противоречит и канонам церкви, и здравому рассудку, что нашло отражение в пословице: без Бога ни до порога. А Христос, повторим, прямо сказал: без Меня не можете творить ничего! Святой человек, конечно, место святит. Святая – святым! Но ведь и апостолы созидали нашу церковь и требы не из прихоти… Почему мы считаем, что то, что было положено много веков назад – лишнее в церкви? Разве нам больше открыл Христос?
Итак, прежде дела – просим помощи у Господа. А в основании всех наших дел краеугольным камнем лежат две заповеди: возлюби Бога и ближнего. Захоти быть рядом с Богом так сильно, как захотел Закхей. И Бог тебя увидит. И всегда будем задавать себе вопрос: похож(а) ли я на оливковое дерево? Для плода живу или для листьев? Помоги нам Господи!