Земное родство Господа нашего Иисуса Христа восстановить сложно. Если вы начнёте искать литературу по данному вопросу, то найдёте взаимоисключающие предположения. И всё же, некоторые точки зрения представляются достаточно правдивыми. Один из бесспорных, на мой взгляд источников — Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Остановимся на них.
Говоря о Святом Семействе, мы обычно имеем в виду Иосифа Обручника, Богородицу и Богомладенца. На Руси очень полюбилась вышеназванная икона. Ещё большее распространение получила и снискала к себе любовь итальянская икона Три радости (или Трёх радостей), где изображены два Младенца на руках Богородицы: Господь Иисус Христос и Иоанн Креститель; рядом обычно стоит Иосиф. Однако вся семья праведного Иосифа являет собой пример святости. Иначе и не могло быть – ведь под кровом дома Иосифа Обручника жил Сам Бог. И выбрал этот дом Себе Господь не случайно.
Иосиф имел от первого брака с Саломией, как повествуют древне-греческие историки (и на них опирается Димитрий Ростовский; см. его Жития 26 декабря ст. ст.), четырёх сыновей и две дочери. Обе дочери были в числе Жен-Мироносиц. Сама же Саломия, Иосифова жена, была дочерью Аггея. А Аггей – брат Захарии, мужа праведной Елизаветы и отца Иоанна Предтечи. То есть Захария и Елисавета приходились Иосифовой жене дядей и тётей.
Иосиф овдовел. Старшая дочь Саломия (она была названа в честь мамы) лишилась матери в 9 лет. В столь раннем возрасте ей пришлось стать хозяйкой дома. Она вела хозяйство, ухаживала за другими детьми. В 13 лет отец выдал её замуж за молодого человека по имени Зеведей. Саломия, конечно, очень нужна была дома. Но брак – дело святое. И негоже удерживать в отцовском доме девушку, которая уже достигла брачного возраста. Саломия родила мужу двух сыновей – Иакова и Иоанна. Их обоих призвал Господь: Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А следом за детьми ушла и мать. И пробыла со Христом неотступно до самого конца – во время Крестного пути, во время Распятия и Смерти на Голгофе, во время положения во Гроб… и потом приходила с другими женами помазать тело ароматами. Если считать по земному родству, то Иоанн Богослов был как бы племянником Господа. А Иосиф – дед святого Евангелиста. Об этом Димитрий Ростовский поминает ещё раз в Житиях от 26 сентября: «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника».
Вторая дочь Иосифа Обручника – так же принадлежит к числу Жен-Мироносиц – Мария Клеопова. Мария – младшая дочь Иосифа. Когда Саломия ушла в дом мужа, все хлопоты по хозяйству легли на плечи Марии. В доме у Иосифа жил его родственник – Клеоп (Клеопа). Иосиф видел, что молодые люди симпатизируют друг другу и будут хорошей парой. Родственные браки в Иудее не были запрещены. Когда юная Дева Мария вошла в дом Иосифа, обе Марии очень сблизились. Они жили в доме, сдружившись, как две сестры. Мария Клеопова так же разделила с Богородицей тяжкие дни Крестной Смерти и радость Воскресения Господня. Сын Марии и Клеопы священномученик Симеон – апостол от 70, второй епископ Иерусалимский. Впоследствии он будет распят. Его отцу Клеопе являлся Христос по дороге во Еммаус по Своём Воскресении. Клеопа – так же будущий апостол от 70-ти. Он будет потом умерщвлён иудеями за проповедь Христа.
Во время Крестных мук Господь поручил племяннику по земному сродству и любимому ученику, будущему Апостолу Любви Иоанну, Свою пречистую Матерь. С одной стороны, Матерь Господа была отдана на попечение самому любимому ученику Христа и как бы внуку своему. А с другой стороны, этими словами Господь вверил нас, всех людей, покрову Богородицы. Она стала всем нам Матерью. Когда апостол Иоанн удалялся – Матерь Божия жила у его родителей: Саломии и Зеведея. Во время гонений на христиан Иоанн Богослов забрал Матерь Божию в Ефес. Сюда же пришла и Мария Магдалина. Здесь апостол и равноапостольная проповедовали Христа. Здесь, в Ефесе, со слов Марии Магдалины, Иоанн Богослов напишет 20 главу Евангелия: о том, как встретила она недалеко от Гроба «Садовника»… Ведь эти события в точности могла ему сообщить только сама очевидица – Мария Магдалина. Там, в Ефесе, Мария Магдалина и умерла.
Зная о Своей скорой блаженной кончине, Матерь Божия вновь удалилась в Иерусалим. А Иоанн Богослов будет перед Успением Богородицы восхищен Духом Святым и чудесным образом перенесён в Её дом. Повторю: Иоанн Богослов – внук праведного Иосифа по материнской линии.
По преданию, будущий первый епископ Иерусалимский – сын Иосифа Обручника Иаков сопровождал отца и Деву Марию с Богомладенцем при бегстве в Египет. О нём поминает апостол Павел в Послании к галатам: Павел пишет, что он видел апостола Иакова, брата Господня. Когда Иаков возглавил Иерусалимскую христианскую общину – он встал на свой крестный путь: иудеи, в конце концов, сбросят его со стены храма и затем, и так разбившегося при падении, забьют камнями до смерти. Его место займёт племянник — будущий священномученик Симеон, сын Марии Клеоповой.
Всё блаженное Иосифово семейство – обедневшие потомки царя Давида. Господь обещал царю Давиду, что не оставит его род. Как видим, Деву Марию, принадлежавшую так же к роду Давида, и Её обручника Господь удостоил дивной кончины. Душу Девы Марии принял на руки Сам Господь. А затем воскресил и Её Пречистое Тело. На погребение Иосифа собрались ангелы. И Сам Господь был рядом с тем, кто учил Его земным трудам.
Внук Иосифа Иоанн Богослов по своей смерти был чудесно восхищен. Иоанн при своей кончине попросил учеников вырыть для него крестообразную могилу, стал в неё и велел засыпать себя землёй. Что и было исполнено. Когда же на следующий день братия решила откопать могилу – слишком им тяжела была мысль, что их учителя заживо засыпали землёй – они не обнаружили в могиле тела. А на 8 день пустая могила замироточила.
Святую Семью поминают многие христиане. Удивительный праздник, посвящённый Иосифу и Марии, можно увидеть в Валенисии. Праздник католический. Но в данном случае, полагаю, это не имеет значения. Ведь нас интересует не сама по себе католическая церковь, но отношение народа к Святому Семейству. В марте, во время поста вся Валенсия выходит просить радости и счастья. Начало празднику положили мебельщики, столяры, плотники. Они жгли костры из отходов производства, благодаря этой иллюминацией Святого Иосифа за помощь в трудах. А заканчивался праздник цветочными подношениями Деве Марии. Несколько тонн цветов приносят жители Валенсии для Матери Божьей. Этими цветами женщины-христианки украшают каркас большой скульптуры Богородицы с Богомладенцем. На украшение мантильи идёт до 60 000 букетов гвоздик. Каждый год одеяния Богородицы имеют свой неповторимый узор. Все жители — стар и млад – одеваются в самые нарядные костюмы, танцуют и поют. Это поистине общенародный праздник счастья. Каждая женщина просит Богоматерь о радости и счастье для своей семьи и о том, чтобы не было на земле Валенсии несчастных и обездоленных детей-сирот, душевнобольных. Чтобы все были здоровы и рады. И чтобы каждый человек жил в своём семейном очаге, полном достатка и, самое главное, полном любви и взаимопонимания. Подобный праздник, посвящённый Богородице, проходит и в мае, когда люди делятся друг с другом спелыми фруктами, даря каждому приятную радость.
Семья Иосифа – это пример драгоценной семейной жизни на земле, к коей следует стремиться всем нам. Ведь под кровом каждого христианского дома живёт Господь. Мир дому вашему!