Человек Святой Руси

Феофан Грек, Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. О них говорят, что своими подвижническими трудами они несли в людской мир «гармонию Рая». Это были люди Святой Руси; погружённые в божественное умозрение, богомыслие, они писали иконы и фрески, через них поведуя молящимся Божие откровение.
Очень мало известно о их жизни. Остались свидетельства в летописях, где назывались иконописцы в таком порядке: Феофан Грек, Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Из этого можно сделать вывод: Феофан старший друг и учитель, Даниил — тоже был старшим сотоварищем Андрея. Даниила и Андрея называли на Руси «сопостниками». Современники уважали их за высокую духовную жизнь. Их чтили на Руси ещё при жизни как святых за их высочайшее «дружество», «сопостничество» и Христову любовь ко Господу и друг ко другу. О них говорили, что «всегда ум и мысль» они возносили к невещественному и Божественному свету. Летописец писал, что тот, кто молился пред иконами их письма – «неуклонно зряща Божественныя радости и светлости исполняхуся», ибо два друга иконописца полностью ушли от «всякого земного попечения».
Постепенно иконы Андрея Рублёва стали особо выделяться. Их называли «особо благодатными». А в летописях Андрея Рублёва именовали «Преподобный Андрей Радонежский», подчёркивая этим, что все моления святого Сергия Радонежского иконописец выразил на письме, в своих иконах. Это было как бы запечатлённое на века в образах моление святого игумена Земли Русской – Сергия.
Известно, что Даниил Чёрный и Андрей Рублёв родились приблизительно в 1340 – 1360-х годах. И скорее всего, Даниил был старше своего сопостника. Именно его дату рождения относят к 1340 — 1350 годам. Дату рождения Андрея Рублёва относят ближе к 1360 году.
Родились они предположительно в Москве или в Подмосковье. С юности они постриглись в монахи. Жизнь их была в основном связана с Троице – Сергеевой Лаврой и Спасо – Андрониковым монастырём в Москве, где они и были похоронены.
Об Андрее Рублёве говорили, что он стал символом великого русского человека, каким этот русский человек может и должен стать.
Монастыри, особенно Троице – Сергеева Лавра, тогда находились в лесах. Сказочной красоты хвойные леса ограждали монахов от мирской суеты и искушений.
Об Андрее Рублёве летописи сообщают, что он был «всех превосходящий в премудрости зельне»; он хорошо знал творения отцов церкви, Даниила Ареопагита. Инок тесно общался с высокообразованными людьми своего времени, с учениками Сергия Радонежского. И по духу он был учеником святого Сергия.
1395 год ознаменовался тяжким событием – нашествием Тамерлана на Русь. У Тамерлана войско было многочисленно. И победить его русским было абсолютно невозможно. В таких ситуациях в сердце верующего человека кристаллизуется: «не надейся на князи, на сыны человеческия; в них же несть спасения». Всю надежду о спасении Русь возложила на молитвенные труды, веруя в помощь Господа и Богородицы. Среди земного – спасения от Тамерлана просто не было!!
В Москву из Владимира крестным ходом была принесена икона Божией Матери. На месте её встречи в Москве отстроили Сретенский монастырь. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать икону. Тамерлан отступил! Произошло чудо Божие, через Богородицу оно даровано было Руси. Это великое моление глубоко пережил каждый русский человек. Сильнейшее влияние оказало оно и на инока Андрея. Есть указания в летописях на то, что Андрей, которого почитали как необыкновенно мудрого человека, и Даниил Чёрный приняли священство.
А в 1408 году мая 25-го, гласит летопись, им поручили расписывать собор. Так точно, вплоть до дня, даты в летописях помечали очень редко. Дело в том, что данное событие было тоже очень важно для Руси. Из Константинополя на Русь должен был приехать новый митрополит Фотий, ибо Киприан скончался. А Успенский собор во Владимире был митрополичий. Греческая церковь тогда требовала очень высокого качества церковного искусства. Вот и пригласили иконописцев – сопостников расписывать Успенский собор во Владимире. На них возлагалась задача особой важности – показать Греческой церкви достоинство Русской церкви.
Существует летописное свидетельство, что игумен Никон Радонежский, духовный ученик и приемник почившего святого Сергия, поручил лично Андрею Радонежскому написать «образ пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Обычно Троица служила лишь иллюстрацией к ветхозаветному преданию и имела вторым названием «гостеприимство Авраама». Нарушив эту традицию, Андрей Рублёв превратил икону Троицы в выраженную через образ главную, основную мысль православия – Троица стала изображением Евхаристии и символом Божией Любви и Единства. Андрей Радонежский не стал изображать привычное застолье, яства, приносимые Саррой и Авраамом, заклание тельца и т.д. В основу композиции он положил круг. Ангелы как бы образуют круг. Взгляд молящегося человека невольно переходит в центр круга, где на столе Евхаристическая чаша с главою убиенного тельца – жертвы. Смысл чаши – жертвенная Любовь.
Левый Ангел, символизирующий Бога Отца, указывает на Чашу и благословляет её. Средний Ангел (Сын), опустив руку на стол, выражает покорность и готовность принести себя в жертву за людей. Жест правого Ангела (Духа Святаго) завершает собеседование Отца с Сыном, утверждает высокий смысл жертвенной Любви и утешает обречённого на жертву. «Да минует меня чаша сия; впрочем, не как я хочу, но как Ты».
Обращает на себя внимание особая синяя краска, которой расписаны одеяния Ангелов – рублёвский голубец; так называли этот синий цвет, впервые прописанный Андреем Рублёвым.
Скончались оба инока – сопостника в 1427 году одновременно во время моровой язвы, которая тогда свирепствовала в Москве. Первым скончался Андрей. В предсмертном видении Даниил видел, как явился в Божественном сиянии и славе за ним Андрей и пригласил Даниила в Обитель Вечную. Даниил как бы получил благословение и ушёл из земной жизни. При земной жизни оба собрата всегда так и делали: на любой труд шли «с должным доброчестием испросить благословения».
В 15 – 17 веках никто на Руси не сомневался в святости Андрея и его всегда изображали с нимбом. Их память, могилы в Спасо – Андрониковом монастыре были окружены глубоким почитанием.
Но наступили 18 и 19 века. Эти века стали временем забвения православных традиций.
Каноническое письмо отрицалось, древние иконописцы уже не почитались, грех всё более опутывал сетью мирскую жизнь.
Дивную икону Троицы заковали в ризу из золота, так что остались видны лишь лики и кисти рук. Золото овладело людскими умами и сердцами, отяжелило дух, который уже не мог воспарять к горным высотам. И лишь в начале XX века, когда угроза войн, революций, бедствий напугала мещан, в коих превратились почти все – богатые и бедные насельники Руси, — вспомнили о святом Андрее Радонежском, об идее Евхаристии… Проснулся интерес к старому высокодуховному письму. Ризу с иконы убрали. Спали с иконы золотые оковы. Но увы, икона потемнела. Полное потемнение олифы, которой покрывали сверху иконы, происходит за 30 – 90 лет. Часто по тёмной олифе икону писали новым слоем. Таких слоёв на Троице было 4 или 5. Это называлось «поновление иконы».
В 1904 году по приглашению отца-наместника Троице-Сергиевой Лавры реставратор В.М. Гурьянов вынул икону из оклада и убрал слои поновления. Его порекомендовал отцу-наместнику художник И.С.Остроухов, который и сам собрал большую коллекцию икон. Однако икона была расчищена не до конца и подправлена, дописана весьма жёстко самим Гурьяновым. Икона быстро вновь потемнела.
В 1919 году по инициативе Ю.Алсуфьева началась новая реставрация. В 1929 году икона поступила в собрание Третьяковской галереи и там икона, изображавшая собою не событие, а Идею Святой Троицы, была окончательно раскрыта от поновлений реставратором Николаем Андреевичем Барановым.
Так моление Сергия и Андрея Радонежских вернулось миру.