Русская свеча и сады в Горняя

Селение Горняя – горная часть Иудеи, Горний град… Здесь была деревня Эйн-Карем – в переводе «источник в винограднике»,а в этой деревне — источник, колодец с водою. Единственный в округе.
Место особенное: Дева Мария набирала здесь воду, когда к ней явился архангел Гавриил с Благовестием. Единственный колодец — единственная весть, важная для человечества: Бог грядет спасать мир!
После архангельского Благовещения поспешила Матерь Божия к своей родственнице Елисавете, ибо узнала, от архангела, что Елисавета – носящая во чреве. По поводу родства идут споры. Одни говорят, что Елисавета – двоюродная сестра Марии. А вот в житиях Димитрия Ростовского говорится, что Елисавета – это тётя Богородицы, сестра покойной Анны. За давностию лет трудно сказать, кем же точно приходились Дева Мария и жена Захарии друг другу по степени родства. Но учитывая то, что разница в возрасте между ними была большая… и то, как спешила юная Мария в Горнюю – можно предположить, что Елисавета – действительно тётя. Ведь после смерти матери ближе всех становится сестра матери! К ней юная Дева испытывала чувство дочерней привязанности.
Так или иначе, Мария отправилась в Горнюю часть Иудеи, в селение, где жил Захария. Она готовила рукоделье для храмов, вязала чётки. И был предлог пойти и отнести изготовленные вещи самой. Утрудившись от долгого пути, Святая Дева остановилась попить воды у столь дорогого для Неё источника.
Она осталась жить у своей родственницы почти три месяца, до самых родов. Дождалась она родов или нет — не известно. Но живя в доме Захарии, все три месяца Богородица ходила за водою к тому же самому колодцу…

Андрей Иванович Капустин родился 12 (24) августа 1817 года в селе Батурино Пермской губернии. Его род – священнический. После неудачного сватовства решил принять монашество. Был пострижен в монахи с именем Антонин.
Довелось ему однажды побывать на Святой земле. И там случилась судьбоносная встреча: подошёл какой-то русский человек и сказал: а не стыдно ли ему, как русскому монаху, что на Святой Земле русскому человеку негде приклонить голову?
Всю свою жизнь дальнейшую архимандрит Антонин Капустин положил на создание Русской духовной миссии на Святой Земле. Потому и называют его создателем Русской Палестины – государства, которого нет на картах, но оно есть в реальности.
Взял он себе в помощники крещёного турка – Якова Григорьевича Хамби. Он-то и помогал совершать сделки, поскольку продажа земли иностранцам, а тем паче русским, была запрещена. Палестина жила по законам Османской империи.
Нелегко было тогда русскому человеку на Святой земле. Многие, как говорили в народе, в Русалим ехали, шли пешком… Возвращаясь обратно, стремились донести до родной земли белую рубаху, в которой погружались в воды Иордана… Но для многих эта рубаха становилась погребальным саваном. Никто из местных жителей русских не принимал в дом. И с наступлением темноты русские паломники попадали в руки разбойников и грабителей. Как важно было для паломников-земляков создать русский уголок!
Первым приобретением была земля вокруг Мамврийского дуба. Однажды ворвался Яков к архимандриту с ликующим криком: «Дуб – русский!» Так началась Русская Палестина. Это случилось в 1868 году. Много земель приобрёл Антонин Капустин: место погребения святой Тавифы, подворье для отдыха в Тевериаде, земля в Гефсимании, вершина Елеонской горы… Куплено и оформлено было земли — 425 000 квадратных метров общей стоимостью до миллиона рублей золотом. Говорили, что благодаря ему Православная Русь стала твёрдою ногою у Гроба Господня.
Была построена 64-метровая колокольня – как её называли: Русская свеча в Иерусалиме.
Особенно дорога была для архимандрита Антонина земля в селении Горняя, где встретились плодоносящие Елисавета и Дева Мария, и где жила Богородица три месяца, до рождества Иоанна Крестителя. Решил архимандрит в селении Горняя создать особую сестринскую обитель. Нет, не монастырь! Многим женщинам, желавшим поселиться здесь, был чужд монастырский уклад, казался закоснелым. А светская жизнь тоже удручала, представлялась слишком шумной и ненужной. И нигде они не могли найти на земле спокойного местечка, где душа-христианка обретёт благодатный мир и покой рядом с Господом. Вот для таких мятущихся душ и основал архимандрит Капустин немонастырскую (!) сестринскую обитель. Насельницы получали небольшой надел земли на купленной русской территории. Строили небольшой домик — по своему вкусу и желанию. И разбивали садик – непременно с миндалём, кипарисами и прочими южными деревьями. Встречались они только в церкви на богослужении да в трапезной. Здесь они с 1871 года жили по своей воле, молились Богу, радовались обретённому счастью. После смерти архимандрита сестричество поспешили преобразовать в «настоящий монастырь». А жаль! Можно людям на земле жить в благодати, будучи облачёнными в плоть человека, а не только в ангельском чине. Архимандрит Антонин это понимал. Но и до сих пор в Горненском монастыре нет монашеских корпусов, келий… А всё так же разбросаны в пышной зелени небольшие уютные домики.
Понимая всю важность встречи двух плодоносящих женщин для человечества – через них Господь благословил всех нас, весь земной мир! – архимандрит Антонин добился разрешения праздновать день Целования. Через поцелуй двух сестёр ( или же племянницы и тёти) всё человечество приняло благословение от Бога! Как не праздновать этот день особой службой! Службу на Целование архимандрит Антонин Капустин написал сам.
День Целования – приблизительно через 5-7 дней после Благовещения. Потому было решено Святейшим Синодом праздновать и служить службу Целованию 12 апреля – через 5 дней после встречи Девы с архангелом Гавриилом. Если 12 апреля приходится на страстную седмицу, то праздник переносят на Светлый Четверг. Или на Светлую Пятницу – на день Живоносного Источника.
Архимандрит Антонин писал стихи, занимался астрономией и археолгией. Именно благодаря ему были проведены раскопки и найдена стена — Порог Судных Врат. Здесь проводили осуждённых, оглашали приговор и обратной силы он уже не имел. За Судными Вратами была Голгофа.
Сам архимандрит Антонин, владея огромными палестинскми землями, носил штопанную много раз рясу. К сожалению, ни до революции, ни после неё его труды перед Отечеством не были оценены. Ему постоянно досаждали — наговоры, косые взгляды, обвинения в корысти либо в пустой трате денег… Много раз хотели вернуть домой в Росию под предлогом выгодного места по службе. Но Капустин в Россю не ехал: он знал, какая у него миссия от Господа… и знал, что порученное ему от Бога дело он должен довести до конца. В Царской России, кроме самой царской семьи, Русскую Палестину ценили мало; при Хрущёве за апельсины и шерстяную пряжу были распроданы многие, из купленных Капустиным, земли.
6 самых важных участков уцелели, как ни странно, благодаря мусульманскому закону, который — парадокс! — стал на страже Русской Православной Палестины. Бывает и так! 6 участков Капустин оформил по вакуфу – земли переданы в собственность не государства Россия, а в собственность церкви. Мусульманский закон теперь охранял их от любой перепродажи.
24 марта (5 апреля) 1894 года, не дожив два дня до Благовещения и неделю до Целования – двух своих любимых праздников, архимандрит Антонин представился ко Господу. За гробом шли люди самых разных вероисповеданий и национальностей! Все хотели проводить русского архимандрита в последний путь. А через 4 года сестринская Горненская обитель стала монастырём.
Ежегодно горненские сёстры накануне праздника служат службу, вспоминая Евангельское событие, а затем идут к колодцу Благовещания. Там они встречают Благовещенскую икону, которую из Троицкого собора отдают на три месяца Казанскому храму. Возле Казанского храма землю устилают ковром из цветов. Так же украшают зеленью и цветами весь путь, по которому шествует Крестный ход. Сёстры переносят икону в Казанский храм, украшают её длинной мантией и крепят к ней игуменский посох. На три месяца Матерь Божия вновь обосновывается в Горяя, как когда-то… две с лишним тысячи лет назад… Тогда она здесь гостила у родной тёти… Теперь же Она становится игуменьей монастыря. И потому, как сёстры, так и паломники, прежде берут благословение у иконы — то есть у самой Богородицы, а потом уже подходят за благословением к священникам или настоятельнице. Так всё остаётся до рождества Иоанна Крестителя. В Троицком соборе на месте иконы Благовещения помещают на эти три месяца икону Достойно есть.
Человечество имеет велию радость. Эта радость пришла к нам через праведников Божьих и двух женщин, чья достойная жизнь послужила во спасение нам, грешным. Не забудем в весенние дни о радостном дне Целования. Мир принял благословение от Бога.