Отношение к светской власти – «больная» тема для многих верующих людей. Не будем вдаваться в политику, но просто рассмотрим, что есть истинная власть в церковном понимании. Для этого обратимся к трудам Дионисия Ареопагита.
Святой Дионисий получил своё прозвище от того, что был членом афинского ареопага – высшего суда. Как никто другой, он был заинтересован в познании ПРОБЛЕМЫ ВЛАСТИ. Ведь он сам представлял власть.
Однажды святого апостола Павла пригласили в афинский ареопаг для того, чтобы высший афинский суд смог разобраться в новом учении – христианстве. Пламенная речь апостола Павла зажгла многие сердца. Среди них был и будущий святой Дионисий Ареопагит. Вместе с женою Дионисий принял крещение. Три года он был рядом с апостолом Павлом, впитывая новое христианское учение. Потом он сам выйдет на проповедь. В 57 году Дионисий Ареопагит был на похоронах Богородицы. Немало стран пройдёт святой Дионисий. И найдёт свою кончину в Галлии. Кончина святого — величественна и трагична, глубоко поражает сердце каждого человека.
Святой был приговорён к усечению главы. И вот обезглавленное тело Дионисия встало, взяло в руки отсечённую голову и пошло… 6 км прошёл усопший, казнённый Дионисий. Он шёл, пока не дошёл до ближайшего христианского храма. Здесь святое тело отдало главу в руки благочестивой женщины Катулле и рухнуло на землю, давая тем знать, где оно должно быть погребено.
Остались книги с трудами святого Дионисия. Одна из книг рассматривает вопрос об иерархии: вопрос и для самого члена ареопага в прошлом — весьма важный.
Итак, начнём с главного: святой Дионисий определяет ЦЕЛЬ иерархии. Для чего она нужна? Для чего нужна власть на земле, в государстве? Для чего власть и иерархия нужна и на небе?
Цель всякой власти и иерархии – в Богоподражинии. И ни в чём боле! Цель всякой власти и иерархии — как можно полнее уподобляться Богу и соединяться с Ним. Иерархия – священное учреждение и образ Божественной красоты. Противостоять ей и разрушать её нельзя исключительно лишь потому, что члены иерархии – споспешники Богу.
Божья благодать, Божественный свет и Премудрость разлиты вокруг. Они омывают весь мир и каждого из нас. Но воспринимаем ли мы их? Представим себе: электрический ток… Есть материалы, которые легко проводят электрический ток. Они бережно несут электрическую энергию. Но вот на пути встречаются плохо проводимые материалы. Они пропускают ток плохо и сила тока падает. А вот и вовсе непроводники. На них совершенно нельзя увидеть силу электрической энергии, поскольку они гасят её и не проводят. Вот так и люди. Одни полностью поглощают разлитую в человеческом мире Божью энергию и максимально приближаются в своей жизни к Богу. Они подражают Христу – сколь можно, изо всех сил. Подражанию Христу посвящают всю жизнь. А другие люди – иногда похожи на Христа, а иногда и вовсе нет. Они лишь частично, совсем слабо способны принять Божественную Премудрость. А вот люди, которые вообще не могут принять Благодать Христову. На них она не чувствуется, будто её и вовсе нет.
Каждый чин иерархии по мере сил принимает участие в делах Божьих. Кто делает это максимально – стоит на самом верху иерархической лестницы.
Земная иерархия строится по подобию Небесной. Кто есть Серафимы? Они пламенеют любовью к Богу. Кто есть Херувимы? Они несут в себе обилие познания. Самая первая иерархия располагается непосредственно окрест Бога, близ Него непрестанно и к Нему устремлена. Земная иерархия обязана нести в себе черты херувимов и серафимов. Если власть не торопится подражать небу – эта власть не нужна: не Божья она, а потому своей функции не выполняет.
Любая иерархия – хоть Небесная, хоть земная – призвана совершенствоваться. Дело в том, что самосовершенства изначального, кроме Бога, нет. Потому требование к непрестанному совершенствованию себя распространяется абсолютно на всех. А самосовершенсвование — это есть более глубокое познание Бога и более полное Ему подражание, насколько это возможно ангельской или человеческой природе. У каждого небожителя или жителя земли – человека плотского — степень самосовершенствования разная, но она должна неуклонно расти. В этом движении вверх смысл любого совершенствования. Для чего служит совершенство? Во-первых, оно улучшает нашу богоподобность. А во-вторых, мы помогаем другим людям улучшить их богоподобность, мы доносим до них то, что открылось нам. А они в свою очередь поступают так же по отношению к тем, кто на пути познания Бога, как и мастерства в каком-то деле, стоит пока ещё ниже. Так совершенствуются и продвигаются вверх ВСЕ «слои» иерархии.
Власть совершенствует себя, чтобы усовершенствовать других.
Неколебимый принцип иерархии и властей должен — это очевидно — действовать в любой сфере.
Светская власть в светской жизни не может избегать данного принципа, поскольку любая сфера человеческой деятельности находится в руках Божиих. Зацикливание внимания властей на своей персоне противоречит иерархическому закону, который кратко можно сформулировать так: получаю для себя, чтобы отдать другому.
Ну вот теперь мы имеем представление о власти и о том, для чего власть нужна, и о том, какая она нужна. Кроме того, что каждый может сделать теперь свои выводы, не забудем главное: по сути каждый из нас поднимается по иерархической лестнице. Даже если мы не начальники. Наше дело – приобретать познание Бога, чтобы потом свои знания передать другому. Наше дело – учиться какому-нибудь делу, чтобы потом облегчить жизнь другим. Иными словами мы вновь возвращаемся к истине, данной нам Христом: возлюби Бога и возлюби ближнего, как самого себя любишь.
Таковы власти. Таково их назначение и задача существования, как на Небе, так и на земле. Соответствуют ли существующие власти своему предназначению – это уже следующий вопрос. Мы уяснили себе лишь их абсолютную цель и задачу.