Небольшие заметки о великом и сложном

Уроки веры 2018-2020гг

1. Промысл Божий

Что такое Промысл Божий? На этот вопрос никто из людей не сможет дать ответ! Об этом нужно помнить. Не то что обычные люди, но многие святые смиренно рассуждали, что не всё понимают в происходящем на земле. Более того, мы помним, что Господь запретил Антонию Великому рассуждать о Промысле Божьем: «Антоний, внемли себе!» То есть не рассуждай о мире, а следи за своей душой.

Меж тем, у нас многие православные, ничтоже сумняшеся, скажут вам, что Промысл Божий – это то, что с вами происходит. А происходит только то, что хочет Бог! Эта «догма» приводит в невероятное уныние и недоумение тех, кто начинает ходить в храм. Простой пример… Допустим, объявили строительство жилого дома. Собрали с людей деньги за квартиры. И потом фирма исчезла. Люди бегали по судам, но так ничего и не добились. Это что, так решил Бог, так «Он захотел»? Русский народ был раньше верующим и православным. Но именно он и сложил такую мудрую пословицу: урожай – от Бога, а голод – от людей.
Кроме того, многие спрашивают: а где же свобода, которую Бог дал людям? В чём же она тогда, если будет только так, как Бог захочет? Значит, Бог захотел, чтобы Иуда стал предателем, а Адам нарушил заповедь? За что же Богу судить грешника? За то, что грешник “выполнил Божье хотение”?
Чтобы хоть немного разобраться в вопросе о Промысле Божьем, нужно начать с того, с чего и начали рассуждение: никто из людей в совершенстве не знает, что такое Промысл Божий. Бог просто людей не посвщает в Свой Промысл. И никто: ни верующий, много лет ходивший в храм, ни батюшка, ни старец, ни святой, ни учёный-богослов не дадут вам 100%-точного ответа: что есть Промысл Божий и как его надо понимать. Но что можно в общем сказать о Божьем Промысле?
Во-первых, Божий Промысл уже в том, что мир жив. Если представить, что Бог хоть на мгновение прекратит своё попечение о мире, мир перестанет существовать. Не умрёт! Души бессмертны. А просто не будет мира – ни духовного, ни физического. Мир уйдёт в небытие. Божий Промысл, в первую очередь, и заключается в том, что мир жив. Потому совершенно не правы те, кто считает, что Бог , сотворив мир, отстранился от него, и в мире поэтому творится столько беззакония и безобразия. Повторим вновь: если бы Бог забыл о мире – мира бы не было.
Для чего мир живёт? Для того, чтобы в конечном итоге соединиться с Богом – обожиться. Это предназначенная миру цель. Чтобы каждый человек мог спастись – это тоже Божий Промысл.
Итак, мы выяснили две важные вещи: во-первых, Промысл заключается в том, что мир жив и существует, а, во-вторых, мир живёт для того, чтобы вернуться к Богу, стать воистину Божьим, полным любви, гармонии, красоты. И третье: Бог каждому человеку даёт возможность спастись (другое дело: воспользуемся ли мы этой возможностью). Как видим, Божий промысл заключает в себе самое главное для нас: мир жив, мы в нём живы, Господь нас ждёт, Господь даёт каждому из нас шанс прийти к Нему.
Для того, чтобы всё, сказанное выше, исполнилось, Бог даёт так, чтобы во всякой ситуации у человека был выбор! Человек – свободен. И приход к Богу должен быть свободным. Следовательно, в каждой, казалось бы, безвыходной ситуации, есть несколько выходов и есть выбор. В этом тоже Промысл Божий! Потому и говорят, что Творец нас наставляет, направляет, подводит к верному решению, но принимать мы его должны сами, за руки нас, как кукол, никто не водит! И если не захотим найти достойное решение – в этом нет Божьего Промысла, но это наш личный выбор. У Бога Промысл в отношении нас – каждому спастись! Но Бог не вредит человеческой свободе никогда. Об этом нужно помнить.
Так называемые чудеса обычно происходят именно в тех случаях, когда человек, в силу ограниченности своих сил, неспособен что-то изменить в своей жизни. Там, где мы можем – должны прикладывать усилия сами. Где не можем или не понимаем, как нужно действовать, молим, чтобы вмешалась Божья рука. Если по какой-то причине помощь не приходит, нам ничего не остаётся, как принять происшедшее со смирением. Возможно, так нужно, но мы пока не осознаём и не понимаем, для чего. Возможно, мы где-то раньше совершили неправильный выбор или сделали грех, который имеет последствия. Возможно, просто уже накопилось вокруг нас много греха. И хотя мы к нему не причастны, он действует. Накопление греха – страшная и разрушительная сила. Грех может быть не вашим личным. Но вспомним, как говорил Господь про Силоамскую башню: те, кого она убила, были не грешнее других, кто был далеко от башни в тот роковой момент. Но общая греховность меняет бытие народа, человечества в целом к худшему.
Большей частью мы находимся в сплетении человеческих поступков, волевых решений разных личностей. Попасть между всеми этими волями — нашей, чужой человеческой и Божьей — именно на волю Божию не так просто, как кажется! Мы напрасно во многих случаях говорим: такова воля Божия! Воля Божия была иной. Но мы просто «не попали в неё», заблудившись в своих ошибочных решениях, в чужих неправедных поступках. Никогда воля Божия и Божий Промысл не толкнут человека на грех. Это можем сотворить только мы сами и другие люди для нас.
Итак: Промысл Божий и в том, чтобы мы имели свободу и принимали решение сами. Поэтому будет именно то, что мы захотели сами! Божий Промысл даёт нам возможность выбрать любое решение. Это решение только наше. Если оно оказалось неверным, Божий Промысл по молитвам как-то исправит то, что мы натворили. Ведь Божий Промысл и в том, чтобы исправлять человеческие ошибки и всех нас привести ко спасению.
Выводы… Вопрос о Божьем Промысле очень не прост именно потому, что Промысл – не человеческий, а Божий! Он недоступен человеческому уму. Нам не постигнуть его. Вот потому вы найдёте совершенно разные мнения у святых. Каждый из них сказал то, что думал, как человек. Но Божий Промысл недоступен и святым.
Важно одно: наши личные желания и желание Бога должны совпасть. У Бога желание – спасти Своё Творение, которое Бог любит и которое не может быть напрасным. А наше главное желание должно быть таким: стать Божьими детьми. Совпадает ли наше личное, частное желание с Божьим Промыслом? Это тоже акт нашей свободной воли.
Пошли мы на прогулку с семьёй или остались дома помолиться, или пошли оказать помощь ближнему, или зашли покутить в казино – всё суть наши решения! Это захотели сделать мы, а не Бог! Нужно отдавать себе отчёт в своих поступках и думать: не уведёт ли меня данное решение в сторону от Бога?
Бог, несмотря на злодеяния людей, всё же ведёт человечество к предназначенной цели бытия. И слава Богу!

2. О вере нашей и уверенности

«Я здесь общаюсь с людьми всех вероисповеданий, и со всеми у меня одно общее – мы верим во Христа, и мы можем обсуждать все наши проблемы без злобы, без взаимного сопротивления, а вслушиваясь в то, что другой знает о Боге. И от некоторых можем многому научиться, а некоторым мы можем дать богатство православия. Речь ведь не идет о том, чтобы обратить непременно всякого, который нам встречается, а о том, чтобы поделиться с каждым тем сокровищем, которое представляет собой православие, и найти какой-то способ выделить в его вере то, что его может привести к полноте истины».
Антоний Сурожский.

Прочитав в интернете слова Антония Сурожского, я невольно задумался: у нас позиция иная… Мы злимся на иноверцев. Мы абсолютно уверены, что православие – это истина, и всякий, кто неправославен – далёк от Бога. Да, православие – истина, драгоценное сокровище. Но истинны ли мы в гордыне? Гордость не может быть истинной. Истинны ли мы в злобных или ироничных высказываниях? Злость не может быть истинна. Истинна только любовь. «По любви узнаете»…
Высокомерие никого не убедит, что православие истинно. И никого к православию не приблизит. Злость и высокомерие тех, кто именует себя православным, заставит людей отвернуться от истины православия… И не придётся ли нам на Страшном Суде отвечать ещё и за это?
Нужны ли иные веры или только православие имеет право быть? Кто же даст ответ? Никто из простых смертных.
Посмотрите, как осторожно и с любовью говорит Антоний Сурожский об общении с инославными, и какая агрессия, порою, идёт от наших православных. Беда откроется потом: когда человеку станет ясно вдруг и однажды, что высокомерие и зло неприличны православному христианину. Но лишь бы не поздно понять!
Уловка диавола проста: если человека нельзя увести от православия, то нужно в нём исказить православный облик. Зло тут – первый помощник бесам. Если мы осознаём, какая драгоценная истина заключена в православии, мы тем паче должны стараться не потерять нашу жемчужину и не замарать её непристойными для христианина чувствами. Когда мы видим заблуждения других людей, не злость должна рождаться в нас и не презрение к человеку, но любовь и желание помочь.
Кто знает, для чего мы повстречали иноверца? Однозначно, не для того, чтобы мы поменяли веру. Как однозначно и другое: уж конечно не для того, чтобы мы перед иноверцем свою веру опорочили злобой, презрением, гордыней. То есть, два «пограничных столба» у нас есть: мы свято веру свою храним, и не презираем другого человека. А далее… А далее Промысл Божий. Вполне возможно, что после этой встречи человек иной веры придёт к православию.
Вспомним подвиги святых апостолов, просветителей. Разве они относились с высокомерием к язычникам? Стефан Пермский столь любви изливал на языческие народы (даже когда те совершали откровенные нападения), что люди шли креститься.
А может быть, и вы от иноверца услышите важную истину, которую вы упустили в своей жизни? Вспомним притчу Христа о милосердном самарянине. Язычник поступил по-божьи, но не диакон и не священник. Человек православный может получить для себя нечто полезное из уст иноверца. Однажды я услыхал, как одна мусульманка сказала: какой же грех большой отнять у человека счастье и радость! И я вдруг понял: эти слова через её уста подарил мне Бог!
Кто знает, почему Бог сохраняет другие религиозные течения? Может, они нужны, как разные цвета в радуге? А может, мы воистину должны распространить православие по всему миру? Но последнее никогда не удастся, если дело делать со злостью и гордыней. Наш плод и наша душа в таком случае будут похищены диаволом. И стоило ли нам проповедовать, если попадём от своей злости в ад? Может, нам было бы здоровее смиренно молчать и заниматься своей семьёй и работой? Мы сохранили бы свою душу в любви и чистоте и не отвратили бы от православия столько народа! А спастись можно, совершая любую, пусть самую скромную работу, с любовью к людям. Представьте, какое горе: всю жизнь воевать за Христа и при этом так озлобиться, что попасть в ад к бесам? Ведь христианин и злость да гордость несовместимы.
Есть такая притча. Зашли в скит к православным монахам баптисты, коих застигла в пути гроза и ливень. Один из монахов, узнав, что пришедшие относятся к евангельской церкви, проявил озлобленность. А второй сказал брату: что же ты злишься? Слава Богу, что они в Бога веруют, а не безбожники! Не безбожников нам послал Господь! Давай-ка их лучше накормим, обсушим, обогреем, дадим ночлег. Кто из монахов оказался Божьим чадом, истинно православным?
Значит ли, что мы должны быть бесхребетными и разрешить всем попирать нашу святыню ногами, продолжая «любить» врагов? Антоний Сурожский приводит пример… Дитя разбаловалось. Мать, чтобы остановить баловство, безо всякого зла шлёпнула малютку. Это просто воспитание и ничего более. Но вот иная ситуация: мать молчит, терпит, любит своё чадо, полагая, что смирением и добротой всё непослушание исправится. Однако ребёнок не останавливается. И тогда мать, доведённая до белого каления, в ярости шлёпает его, выливая свою злобу и месть на расшалившееся чадо. В этот миг она потеряла любовь, исказила душу злостью, возненавидела на какой-то краткий миг свою родную кровинушку и этим предала и ребёнка, и Бога, и свою душу. Сколько ошибок за один миг!
Этот пример очень поучителен. Всё, что делается со злостью – путь погибельный. Всё, что может нас довести до злости, должно быть отсечено раньше. Мать, остановившая баловство ребёнка сразу же, не испытала злости сама и не дала дитю согрешить. Когда мы общаемся с людьми, и нам приходится постоять за себя, нужно сразу определить порог, за которым мы сорвёмся в злость или потерпим в чём-то ущерб, и потом будем сожалеть, гневаться, обижаться. Определив грань, собственный предел, мы, не доходя до него, остановим того, кто ведёт себя неправильно. Или просто прервём общение.
Вера в Бога и уверенность в нашей непогрешимости – вещи разные. Поэтому, на мой взгляд, позиция Антония Сурожского более близка к Богу, нежели позиция воинствующих от православия. Гордость уничтожает в православном человеке православие.

3. Вавилонская башня

Одно из малопонятных мест Библии. Текст о башне очень скуп. Меж тем, последствия для человечества — колоссальны по своей значимости.
Одни говорят, что башня есть символ и не надо всё воспринимать буквально. Это – символ гордыни. Другие же настаивают на том, что события реальны, никакой аллегории здесь нет.

 Давайте обратимся к тексту Библии — Бытие, 11; 1-9.
Люди решили построить город и башню до небес. Зачем? Чтобы сделать себе имя. Башня им была, по сути, и не нужна. Они знали, что потом разойдутся, рассеются по лицу всей земли, их не будет рядом с башней. Об этом они говорят сами же. Для чего столько невероятных трудов? Чтобы сделать себе имя — это единственная цель. Удовлетворить своё тщеславие: глядите, что мы смогли!
Можно ли построить башню до небес, чтобы при этом никто из людей не пострадал? Нет, нельзя. Оттого устное предание и говорит: больше жалели об упавшем кирпиче, нежели об упавшем человеке. Отчего? Кирпич надо снова нести наверх. Это долго, тяжело и высоко. А новый строитель поднимется сам взамен сгинувшего. Для того, чтобы сделать себе бессмысленное имя, готовы принести в жертву собрата.
Итак, смысла в башне нет. Это памятник самим себе – собственной спеси и гордыни. Построен ценою человеческих жизней. Вполне возможно, что мысли у людей были похожи на те, которые витали некогда в голове Люцифера и ангелов, ушедших с ним: мы и сами, без Тебя, Бог, многого стоим и много умеем.
Что же Бог?
Бог вынужден был спуститься пониже, чтобы разглядеть, чем же так заняты его дети? Что копошатся, как разбуженный муравейник? И видит: труд , дни и годы жизни и сами жизни тратятся на совершенно ненужную и бессмысленную затею. То есть, когда люди объединены, они могут своё единение использовать в зловредных целях и отнять тысячи человеческих жизней. Так нужно ли такое единение человечеству? Нет от него пользы, один вред. И смешались языки, и люди перестали понимать друг друга.
С тех пор люди стремятся периодически вновь объединиться для своих целей. А цели разные. Для этого люди изучают иностранные языки, пытаются выбрать один язык, как международный, овладеть общим объёмом знаний, чтобы облегчить себе общение и совместную деятельность. Надо помнить, что знания бывают разные. Знания о мире открывает нам Бог. Эти знания мы можем использовать для блага человечества. Но есть знания тайные. Их открывает людям дьявол. Эти знания служат для порабощения других людей, они дают власть над людьми, делят человечество на рабов и элиту. Все тайные знания используются исключительно в корыстных целях для порабощения народа. Диавол пытается отнять у человека дар Божий – свободное волеизъявление, свободную жизнь. И ничего страшного, если кто-то из рабов сорвётся с этой «новостройки»: «пушечного мяса», как и «строительного мусора», на планете Земля хватает! Люцифер даже согласен дать отдельным отпрыскам рода человеческого временную обманчивую свободу. Им кажется, что они, попирая жизнь других, поднимают себя на особый пьедестал. Это всё до поры до времени – до момента земной смерти. И возможно – очень скорой. Горсть людей сделает рабами всё человечество, а затем сатана отнимет власть и свободу и у зарвавшейся горстки, которая вообразила, что что-то значит в этом мире!
Схождение Духа Святаго на Троицу считается иным полюсом событий в истории человечества. Вавилонская башня и Сионская горница — противоположны, полярны, имеют разный знак. Дух сошёл на собравшихся вместе апостолов и подарил знание иных языков, так что апостолы могли чувствовать себя едиными с людьми других национальностей. Для чего? Тоже для общего дела. Но дело это полно смысла: не себе имя, не памятник суетливой гордыни, а проповедь вечной жизни. Единение апостолов смогло полностью изменить мир. Это общее дело осмысленное, лежащее в Промысле Божьем.
Нам надлежит выбирать: Вавилонская башня или Сионская горница? Бессмысленная жизнь без пользы для себя, людей и Бога, очень много труда и жертв, не понятно для чего… Или созидание мира, движение к Богу… Какая цель в человеческом объединении?
Мы можем объединяться ради захватнических войн или ради обогащения, чтобы сколотить себе огромное богатство. Мы можем объединяться ради спасения других людей. Мы можем объединиться в семью. А есть и самое высшее объединение – в Чаше Евхаристии, в Теле Христовом.

4. О сомнении, вере, покаянии

Господь многомилостив и долготерпелив. Мы много раз повторяем эти слова, но не задумываемся: до какой безбрежной степени Бог долготерпелив к нам!
Все знают скорбную кончину Иоанна Крестителя. Историк Иосий Флавий сообщил миру имя племянницы Ирода Антипы – Саломея.
Ещё до нашей эры, до рождения Спасителя, Иудеей правила царицы Саломея Александра. Ей удалось принести в страну мир. Бывшие до неё правители то становились на сторону саддукеев, то на сторону фарисеев. И текла кровь нескончаемо, мучались в темницах священники то одной, то другой религиозно-философской школы. Саломея благоволила к фарисеям. Но никого из саддукеев не трогала. В страну пришёл долгожданный мир. К Саломее Александре относились историки древности по-разному: одни называли её развратной женщиной, блудницей. Другие благоговели перед ней и писали, что Бог даже дождь посылал при её правлении только по субботам, чтобы иудеи могли спокойно отдыхать и не переживать, что из-за дождя в будний день пропадает их заработок. А земля плодоносила невероятно крупными плодами и злаками. И даже зёрна пшеницы были размером с бобы, а зёрна овса размером с оливки. Так благословил Бог правление Саломеи за хранимый ею мир.
С той поры знатные иудейские роды старались обязательно назвать дочь именем Саломея – в надежде, что и она станет царицей. Не была исключением и Иродиада. Она назвала свою дочь Саломея. А потом… оставила мужа и вышла замуж за его брата. За что была обличаема Иоанном Крестителем.
На картинах великих художников мы видим юную дочь Иродиады Саломею обнажённой. Она — не просто танцовщица. Она – танцовщица танца Семи покрывал, то есть она была танцовщицей стриптиза. Юная красавица так очаровала гостей, сбрасывая во время танца свои покрывала, всё больше обнажая тело, что дядя был готов на всё. Не задумываясь о судьбе человека, Саломея попросила то, что повелела ей просить мать – голову Иоанна Крестителя. Современному человеку даже сложно представить, каково это: юная девушка, фактически подросток, сама несёт на блюде усечённую окровавленную голову человека! Но руки Саломеи не дрогнули. Как не дрогнуло и сердце.
Что же Господь? Покарал жестокую, бесстыдную девицу? Нет! Саломее дал Господь выйти замуж, даже стать царицей. Господь ждал покаяния. Но его не было. И тогда случилась известная всем история: Саломея шла по льду, лёд разошёлся и вновь сомкнулся. Голова Саломеи оказалась надо льдом, а тело – под ним. Она пыталась выбраться, извиваясь всем телом, как когда-то в танце… Но лёд отсёк голову царицы. Люди подоспели не вовремя – царица Саломея закончила свою жизнь ужасно. Голова на блюде – всё, что осталось от неё и что было принесено родственникам.
Из-за юной девицы Господь потерял на земле величайшего пророка, но девицу простил на время — ждал , что заскорбит и раскается.
То же долготерпение мы видим и на примере книг Моисея. Евреи исходят из Египта. Трудна дорога: то нечего есть, то нечего пить. Иудеи постоянно ропщут. Казалось бы, раз вас вывел Господь, раз перед вами расступилось море – значит, вы нужны Господу! Но евреи пребывали в постоянном унынии и ропоте, при малейшей трудности они теряли веру в то, что нужны Господу. Моисей защищал свой народ и гасил гнев Бога, просил помощи. Господь прощал вновь и вновь.
Наконец Господь сказал у земли обетованной, что истребит негодный народ, а потомство произведёт от Моисея. И этот новый народ будет верен Ему. И Господь будет ходить среди народа своего. Но Моисей отказался. Вновь пожалел соплеменников.
Господь и в этот раз смирил Свой гнев, но сказал, что люди, которые старше 20 лет, в новую обетованную землю не войдут. И здесь Господь проявил долготерпение и милосердие, оставив в живых молодых, от кого ещё можно ждать что-то доброе. Видимо, после 20 лет сердце человека становится окончательно косным. Как и в случае с Саломеей, дочерью Иродиады, Господь ждал исправления. Но не дождался.
Более того, пред Лицом Господа согрешил и Моисей. Стал вновь роптать народ: пить хотим. И сказал Господь Моисею: скажи сей скале, чтобы разверзлась. И разверзнется. И потечёт вода. И напьётся вволю непокорный народ. Что же, послушал ли Моисей? Увы, даже Моисей проявил непослушание. А непослушание приравнивается к греху колдовства и идолопоклонства. Грех непослушания – это серьёзно!
Моисей и Аарон были очень разгневаны на свой строптивый народ. А гнев – плохой помощник. В сердцах они воскликнули — не скале, а народу: из этой скалы нам произвести воду для вас?! И ударил Моисей по скале дважды посохом. То ли от гнева, от ли от сомнения… Не сказал скале: разверзись силой Господней… Получилось так, будто сами Аарон и Моисей добыли воду народу. А зачем ударил дважды? Не поверил на этот раз и сам Моисей, или это последствия гнева?
За то, что не послушали Аарон и Моисей Бога, сделали всё по-своему, Господь запретил и им войти в землю обетованную. А вот воду всё же дал и в этот раз – пожалел людей.
За это непослушание, маловерие, гнев сатана уж было хотел наложить на тело Моисея свою нечистую руку: дескать, он мой теперь! Но преградил ему путь Архангел Михаил, смиренно сказав, что не своей силой, а Господней останавливает падшего ангела. .. Не имеет сатана власти над телом служителя Божьего, хотя и наказанного Богом, хотя и проявившего непослушание, но – Божьего человека.

Христос пришёл на землю в весьма «неудобный» для евреев момент. Ждали ли они Спасителя? Ну, в общем-то, да… Но уже всё удачно сложилось. Каждый занял свою нишу, своё место под солнцем. А Ироду Великому и вовсе не хотелось нового царя. Ироду Великому досталась власть при помощи Рима. И уж как он старался задабривать иудеев, чтобы они не бунтовали! Ирод отстроил храм в Иерусалиме, посчитав эту стройку самой главной. Ирод продал свои драгоценности во время голода и купил жителям своей страны хлеба. Ирод отстроил Иерусалим после землетрясения, построил мосты, дороги, оросительные системы.
Его боялись, но не любили и упрямо именовали не «иудейский царь», но «Царь Иудеи». Почему? Он был из рода Идумеев. Этот род шёл от Исава, который продал за чечевичную похлёбку своё первородство Иакову. Потому Ирода не считали иудеем.
Постепенно за годы правления психика Ирода Великого стала давать сбои: у него появились, на почве страха за власть, навязчивые идеи: всюду виделись заговоры. Он даже приказал казнить своих сыновей и жену. Он истреблял под корень знатные иудейские роды, которые могли претендовать на трон. И вдруг …. новость: Мессия приходит, приходит новый Царь еврейского народа! А куда денется Ирод? С таким трудом далась власть, столько потрудился ради евреев… а тут — новый царь? Мы ужасаемся тому, что Ирод истребил младенцев. Но если человек убил своих детей, то пожалеет ли чужих?
Евреи восприняли новость в основном радостно. Но… чем занимается новый Царь? Он говорит, что царство Его не от мира сего, ходит, что-то проповедует, общается с бедняками, с самарянами, с мытарями и женщинами… Что за царь?! Кому он нужен? Но в народе брожение. И тогда евреи принимают решение: пусть лучше один погибнет из народа, чем весь народ придёт в нестроение. Так евреи решили убить Бога ради спасения израильского народа. В момент Крестной смерти Спасителя церковная завеса разодралась надвое: Бог разорвал Завет, заключённый с еврейским народом. Милость Божью и долготерпение люди не оценили вовремя.
А Христос, умерев, спас всё человечество, омыл Своей Кровью чужие грехи и показал пример истинной веры и совершенного послушания.
Подобное послушание проявил и патриарх Авраам. Богу нужна жизнь сына, но от сына будет многочисленное потомство? Раз Бог так сказал, значит так и будет! Несмотря на противоречивость этих требований, Авраам поверил. Пусть сам Авраам, может быть, не понимал, чего хочет Господь, но верил: Бог сказал — так и будет. Мы больше воспринимаем патриарха Авраама, как образ смирения: сказал Господь, чтобы не пожалел родного сына — значит, не пожалею. Но думается, что образ Авраама — образ удивительной веры и доверия к Богу: раз Бог сказал, что от сына произведёт потомство — так и будет! Несмотря ни на что.
В каком состоянии наша вера? В общем-то, в ужасном. Едва мы встречаемся с трудностями, мы тут же забываем, что преодолевать мы их должны с Божьей помощью, но сами. Мы тут же обижаемся на Бога, начинаем сомневаться. Забываем Божьи багодеяния для нас. Просим и не веруем, что получим просимое. Мы не то, что «дважды бьём по скале», мы «бьём» сотни раз. Господь долготерпит. Господь ждёт. Но войдём ли мы в землю обетованную – в райские кущи, сможем ли жить в обновлённой вселенной? Вопрос остаётся открытым…

5. Семя Божьего Царства

Притча о сеятеле… Кто же не знает её? Но поразмыслим над сей притчей ещё раз.
Обычно, опираясь на текст притчи, мы делим людей на известные всем категории – те, кто похожи на семя при дороге, на камне, в тернии, на доброй почве. Но если мы заглянем в своё сердце и постараемся быть искренними, то мы признаем сокрушённо: каждый из нас, каждый человек в течение своей жизни бывает и терньями, и камнем и дорогой… и слава Богу, если бываем хоть когда-то доброй почвой!
Самое сложное для нас – смириться с трудностями. Большинство себе представляют жизнь так: если в церкви, то не может быть в жизни бед. Может быть сколько угодно! Но почему? Давайте разберёмся по порядку.
Сразу нужно отбросить сказку о безоблачном существовании крещёных людей. Если бы это так было – Господь бы не говорил, что каждый из нас должен перенести страдания. Но отчего страдания? Неужели христианство – это такая вера, которая «пропагандирует» беды и скорби, как знамя? Вовсе нет. Христианство никогда не поощряло мазохизм. Но вдумаемся: тот, кто признал Сына Божьего – враг сатане. Мы автоматически становимся врагом диавола, едва только произнесём: “Сладчайший Бог мой, Иисусе Христе!”
Итак, признав Христа нашим Богом, мы сразу нажили себе врага. А вот противостоять диаволу должен не Бог за нас, а мы сами. Человеку не было под силу победить смерть. Поэтому Христос пришёл на землю Богочеловеком и сразился со смертью. Обретя возможность соединения с Богом, мы должны теперь стать Ему соработниками, друзьями, помощниками. Следовательно, воинами Христовыми. Противостоять, с Божьей помощью, диаволу мы должны сами. Поэтому лёгкой жизни никто не обещал. Её быть не может. Не потому, что христианство любит скорби, не потому что Бог желает нам испытаний. А потому, что мы должны, увы, воевать. А на войне как на войне!
Не забудем и о том, что мы живём не в идеальном мире, но больном. А в больном мире, как в больном человеческом организме, не может быть всё хорошо. Это состояние болезненности мира сохранится до Второго пришествия. Поэтому скорби неизбежны. Кому-то выпадет их меньше на долю, кому-то больше, но в целом — их никому не избежать.
Семя – это Божье Слово о Царстве Божьем, которое может быть уже на земле. Не когда-то на Небесах, когда мы умрём, а при нашей жизни на земле. Хотим ли мы построить Божье Царство на земле? Кто-то – нет. Это и есть жёсткая, убитая ногами и колёсами почва при дороге. Слово-семя на такой твёрдой почве вообще не может прорасти. И будет либо затоптано в пыль, либо склёвано птицами. Этой категории людей вообще не нужно ни Царство Божье, ни размышления о Боге. Они глухи к проповедям о Боге и Его воле, как на небе, так и на земле. Эти люди отторгли себя от Бога уже при жизни. “Не мешайте нам жить!” — их девиз.
К этой категории мы можем и не принадлежать. Или какую-то часть жизни жить, как при дороге, отрицая Бога и не желая о Нём что-либо слышать. Но потом мы можем одуматься. Вот тут и начинается самое сложное.
Каменистая почва. Камни лишь слегка покрыты плодородным слоем земли. Как быстро всходят на такой почве семена! Почва прогрета. Семена быстро прорастают в неглубокой земле. Человек, узнав о Боге, радуется! Он счастлив, что нашёл Небесного Отца. Но потом оказывается, что к Отцу нужно идти самому. А прежде того, нужно строить Царство Божье на земле, как желает Отец. И вся нечисть тут же начинает ставить палки в колёса. Человек оказывается слаб к скорбям. Он не желает терпеть ровным счётом ничего. Невеликое испытание кажется ему чудовищным, несправедливым, жестоким. Маленькую проблему он воспринимает, как трагедию. По понятиям этой категории людей: я покрестился, и Бог теперь обязан защищать меня от всех невзгод. Но “каменистые” люди забывают: жизнь человек должен прожить сам. То есть, сам должен принимать решения, не прячась за Господа или священника, сам должен выполнять волю Божью и сам должен бороться с нечистью, которая будет обязательно противостоять ему на пути. Если обратиться к притче, то мы — работники в Божьем саду. И работать должны именно мы, а не Бог за нас. И, опять же, мир — болен. Наше личное крещение ничего не поменяет в этом мире. Поэтому, несмотря на то что мы покрестились, мы будем болеть, нас могут обмануть, на нас могут напасть грабители и так далее… Всё это не повод разочаровываться в вере православной и в Господе!
Вера в сердцах “каменистых” людей из-за духовной слабости не имеет глубоких корней. Как семя на камне: выглянуло солнце, корни не смогут пробиться сквозь камень, чтобы получить влагу. И семя засохнет. И потом такой человек говорит: верь — не верь, ходи — не ходи в храм – Бог никому не помогает!
Если будем терпеливы – сатана отойдёт. Иаков 4;7 «… противостаньте диаволу, и убежит от вас». Или же в первом послании Петра говорится (5; 8,9): «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».
Бог желает спасти всех. И за одной овцой пойдёт. Диавол пробует поглотить всех. Те, кто ему не противостоит – будут им поглощены. Особенно лёгкой добычей для него являются люди слабые, нестойкие. При малейшем испытании они отчаиваются и отпадают от Бога. Небольшая скорбь – и добыча уже бьётся в силках! Вот так мы кормим собою диавола на протяжении какого-то периода, а иной раз и на протяжении всей своей жизни.
Святые веру в Бога ставили выше всех земных проблем, земных дел, выше всего… При любых испытаниях вера в Бога никак не затрагивалась. Эта “планка” – выше земных испытаний. Если же представить нашу веру в Бога в виде этой самой планки – она располагается не так высоко. И её колеблют, а то и сбивают любые искушения и проблемы, любые болезни нашего нездорового мира. То есть, получается такая картина: у людей, которые есть “почва добрая” — “планка” веры выше мира, выше всего. А под ней — я сам, моя семья, работа, отношения с людьми, благосостояние, государство и прочее. Как бы ни колебались нижние планки – верхнюю они не достанут никогда. А вот как выстраивают свою “модель жизни” “каменистые люди”: я, моя жизнь, мои дети, семья, благополучие, здоровье и т.п., а потом – вера в Бога. Как только будет сбита какая-то из верхних планок, падая, она сбивает нижнюю – веру в Бога. Человек быстро унывает, отчаивается, теряет веру. Раз вот тут плохо — Бога или нет, или Он мне даёт одно зло, или не желает помогать и тому подобные рассуждения.

А вот и тернии… Это когда мы рассуждаем так: Царство Божье – да оно на Небе! Вот попадём туда – тогда там будет другая жизнь. А здесь на земле и так полно хлопот. Да, верю в Бога. Он есть. Но на земле меня прежде интересует богатство, здоровье, положение в обществе, слава… Некогда мне ходить в храм. Можно даже добрыми делами отгородиться от Бога: я работаю — учу, лечу, строю… На храм жертвую. Некогда мне молиться, я добрыми делами для людей занят.
Короче, бурьяна вокруг нас полно! Сквозь него даже и Царства Небесного, которое выше нас, не видно. А какое уж тут будет Царство Божье – то, которое мы должны взращивать вокруг себя? Оно давно заросло терньями!
Но что же добрая почва, которая даёт плод? Это люди, которые не сдаются. Как говорилось выше, их “планка”-вера в Бога – выше всего. Над ней ничего нет. И никогда она поэтому не колеблется. Они терпеливы. Они знают, что война требует определённых лишений. Мира с диаволом быть не может. Они не просто ждут, когда же попадут в Царство Небесное, но они изо всех сил стараются сотворить Царство Божье здесь, на земле, хотя бы вокруг себя: помогают друг другу – когда делом, когда молитвой. Выручают слабых. Ведь подай руку помощи вовремя – и человек выдержит. Уже на одного сына или дочь Божью будет больше. Главное – они свою «планку» (вера, Господь) держат на такой высоте, что её не сбить никакими жизненными невзгодами. К трудностям они относятся как к рядовому событию, а не как ко вселенской катастрофе. Да, мир болен. Поэтому в нём все страдают. Не стоит из-за этого терять веру в жизнь вечную. Особенно такой мудростью отличались наши бабушки. Пережив годы войны, безбожной власти, сохранив веру в своём сердце, они на наши стоны и вопли, что трудно жить, отвечают философски: да каждая хата горем напхата!
Поразительно, но это духовное равновесие делало их всегда неуязвимыми. Война? И до нас войны были. Надо жить и помогать тем, кому хуже. Голод? И мы не первые. Меня Дух Святый напитает, а эту краюху хлеба отдам тому, кто может умереть. Болезни? Так все болеют! Здоровых-то на земле – раз-два и обчёлся. И болеют – похуже нашего. А с нашими болячками – жить можно. Вдовой осталась? Что ж… и это не первый раз на земле случилось. Надо детей поднимать.
И при всех испытаниях – неколебимая вера в Бога, с которым разговаривали они больше не по молитвослову, а своими словами, своими молитвами. Господь страдал, терпел и нам велел. И не потому, что страдания лелеются в христианстве, а потому, что бесы злятся и воюют с нами, а мир повреждён и далёк от идеала.
Иной раз верующие пытаются сделать напускной страдальческий вид. Они всем сделают замечание: не смейся, не улыбайся, не целуй подружку – так Иуда делал, скорбеть надо, вздыхай о грехах и думай о смерти. Люди сторонятся таких верующих. И ошибочно думают, что православие – это когда вся жизнь в слезах, скорбях, вздохах. Скорби – это не самоцель! Скорби – это, к сожалению, неисключимая черта земной жизни – как нездоровье, смерть тела. Мы не скорбями тешиться должны. И Христос говорил: пойди умойся и помажь маслом лицо твоё. И пусть никто не видит тебя постящимся, то есть унылым.
Итак, скорби – не самоцель христианства. Но и уйти от них при земной жизни не получится. Они естественны. И когда вы страдаете, то подумайте о том, что не вы одни на земле несчастны. Кому-то в сто раз хуже вас! Вот именно такое отношение к скорбям являлось доброй почвой в сердцах наших бабушек, которые и войну пережили, и крестик не снимали, и верили в Бога, даже получив похоронку на мужа или сына. И не потому, что считали: Бог отнял – Его воля. Не желает нам Господь зла, не ставил Себе цель искалечить жизнь женщины. Но печали и скорби – неотъемлемые спутники земной жизни. На земле действуют четыре воли: Божья, диавольская, личная воля человека и воля окружающих его людей. Поскольку не все думают о Божьем Царстве, то многие могут поступать не по-божески. И от них, а также, от бесов, непременно будут страдать люди. Каждый из нас терпит по жизни какой-то урон. Естественное отношение к испытаниям и понимание их неизбежности – это и есть та добрая почва, которая не заглушит веры в Бога, и которая будет помогать строить Царство Божие на земле. Да, сатана будет пытаться доброе семя на доброй земле уничтожить. Что ж… Это его дело, его работа! А наша – семя Царства Божьего сохранять и растить, невзирая на трудности. Разве земледелец когда-нибудь складывал руки и говорил: «Этот год неурожайный по всем приметам – плохая недружная весна, засушливое лето. Потому сажать просто не буду и всё. Сложу руки и буду ждать следующего года!»? Нет, мы не делаем так. Несмотря на ветры, заморозки, засуху, мы стараемся на наших огородах, в наших садах вырастить хоть что-то. Так что же нам бросать самое главное дело жизни лишь от того, что бесы воюют с нами?
Христианин должен думать о смерти, – так напутствуют многие верующие новичков. Но не много ли чести думать о той, кого давно победил Христос? Где её жало?! Христианину приличней думать не о смерти, а о жизни после земной кончины, о жизни после жизни – жизни вечной. К ней нужно готовиться. А для этого – до последнего вздоха нужно строить Царство Божье на земле, как бы ни старались его разрушить неверующие люди и демоны.
А тот, кто верно и неустанно пытался строить Царство Божье на земле, получит в награду за земную жизнь Царство Небесное.

6. Трудовая и самодвижная

Когда миряне, особенно новоначальные, начинают читать книги о молитве, они часто приходят в уныние. В книгах обычно написано, что молитва должна быть умной, сердечной, тёплой, должна жить в человеке постоянно, должно на молитве испытывать наслаждение. А если на молитве испытываешь не сладость, но тяжесть бремени, усталость или бубнишь, бездумно повторяешь «аки попугай» — то и не молился вовсе. И миряне удручённо говорят, что молитва им не даётся. И зачем тогда молиться, если дело столь сложное и занимает много времени и сил?
Но давайте разберёмся по порядку.
Молитва бывает, как говорят в православии, трудовая и самодвижная. Трудовая – это когда вы себя заставляете молиться и говорите сами себе: так, мол, дорогой… уже вечер… или утро… хоть и лень, но надо молиться. А самодвижная, когда молитва идёт у человека сама. Что бы ни делал – он одновременно и молится.
У кого может быть молитва самодвижной? Скажем прямо: у подвижников веры – священников, монахов или мирян с большим стажем. Может ли быть молитва самодвижной у человека, который сегодня только покрестился? Ну, если сегодня, то может быть и так! В порыве эйфории… А пройдёт день-два и молиться станет тяжело. К этому нужно быть готовым. Дело молитвы ничем не отличается от других дел. Нужно иметь навык. Нужно иметь стаж. При этом закономерны – в любом деле! – три периода: когда берёшься с желанием, потом горячность проходит и всё начинает надоедать и раздражать, а потом приходит навык и любовь к делу. Так что «остывание» в молитве – процесс закономерный и естественный. И не стоит из-за этого впадать в уныние.
У обычного человека на первых порах молитва может быть только трудовая, к которой мы себя понуждаем. Конечно, бывают порывы, когда мы летаем на крыльях от какого-то радостного события, которое подарил нам Господь. Но это продолжится недолго. Таким образом, молитва трудовая, по принуждению самого себя – это вовсе не плохо. Это норма.
Далее. Может ли быть от молитвы сладость? Конечно! Но всегда ли? У нас – нет. Когда молитва всегда в сладость и в радость – это высочайшая ступень молитвенной лествицы. И мы не можем прыгнуть на самый верх этой самой лестницы. Мы прежде станем на первую ступеньку.
Молитва бывает устная – когда мы просто читаем молитвы, не проникаясь душой, не погружая в молитву свой ум. Плохо это? И на этот вопрос не всегда будет ответ отрицательным. Иной раз нужно и это! Помните, известная притча? Прихожанин спрашивает: «Батюшка, стоит ли мне читать Евангелие, если я ничего не понимаю?» ‒ «Зато бесы понимают! Читай!»
Молитва может быть умной. Это когда мы уже понимаем умом, что мы читаем и для чего. Это следующая ступенька.
Молитва может быть умно-сердечной – когда мы начинаем испытывать потребность в молитве, желание молиться. Испытываем от молитвы радость.
Сердечная – когда Бог в нашем сердце. У нас связь со Христом и общение с Ним.
Самодвижная – непрерывное пребывание в молитве и Богообщениии.
Наконец, видящая – когда святому человеку в молитве Бог открывает будущее. Человек видит ангелов и бесов. Ему открывается невидимый для людей мир.
Молитва в восхищении – когда открываются обители райские и человек восхищается на небо.
Самая высокая степень для нас – молитва, коей молятся ангелы Божии. Этой степени из людей достигают единицы.
Итак, мы выяснили, что молитва не бывает плохой. Молитесь – уже хорошо! С годами придёт и более высокая степень молитвы. К тому же, молитва никогда не бывает одинаковой по виду. Сегодня она у вас сердечная, а завтра просто устная — устали, настроение не то, мысли о другом… А послезавтра вдруг Господь подарит радость и трепет от молитвы, но потом вновь последует спад… Это норма для обычного человека. Тем сладостней моменты особой молитвы, когда наша душа соприкасается с Богом.
Несколько заметок ещё об особенностях чтения Псалтири. Для мирян нет правила чтения Псалтири. Но обычно миряне с большим опытом молитвы стараются вычитывать Псалтирь за неделю, как это происходит в церкви. Как же читать Псалтирь?
Начинается Псалтирь в воскресенье. Помним, что воскресенье начинается в церковных сутках в субботу вечером. В субботу вечером читается первая кафисма. В воскресенье утром – 2, 3. И часто – 17 кафисма. Вечером в воскресенье обычно Псалтирь не читают. В понедельник – сответственно 4, 5, 6 кафисмы. И так далее. По три. Так доходим до пятницы. Логично было бы читать в пятницу – 16, 17, 18. А в субботу – 19, 20 и 1. Но в эти дни кафисмы меняются местами. Именно в пятницу мы читаем 19, 20, а вечером – 18. А вот в субботу – 16, 17 и вечером 1. Почему такая перестановка? Дело в том, что в 16 кафисме так называемые мессианские псалмы. О приходе Мессии. А вот 17 начинается словами «Блаженны непорочные…» Её так и называют: Непорочны. В служебниках так и написано: читать Непорочны. Кафисма отличается особой силой, проникновенностью. Две эти кафисмы читают, чтобы особо почтить субботу – день великий, день сотворения мира. Но тогда не остаётся времени, чтобы вычитать в неделю всю Псалтирь. Поэтому кафисмы просто переставляют местами.
В пятницу читают 19, 20 на утрене, а вот вечером – 18. И это не случайно. Это так называемые входные псалмы – читая их, поднимались по ступенькам храма. 18 кафисма нас как бы вводит в круг служения.
В церковном молитвенном правиле дни года делятся на особые периоды. В одни дни читается Псалтирь по три кафисмы. А вот в другие дни – по четыре: рядовые (т.е. порядковые, по номеру) читают на утрени. А вот вечером читают 18 кафисму. Эта кафисма вечерняя. И ежедневная. Только в субботу вечером 18 кафисма заменяется на 1 – начало воскресного дня так же почитается особо. В праздничные дни 18 кафисма не читается, а читается обычная, рядовая. Две на утрени, а третья вечером. Когда же читаем по три, а когда по четыре кафисмы? По три читаем от Антипасхи до отдания Воздвижения; от 20 декабря до 14 января и на мясопусной неделе (перед Масленой), а так же на Масленой или Сырной.
По четыре кафисмы (то есть три рядовых на утрене и одна 18 на вечерней, кроме воскресенья) читают от отдания Воздвижения до 20 декабря и от 15 января до субботы перед неделей о блудном сыне.
В Великий Пост Псалтирь читают по особому уставу, так что прочитывают её за неделю дважды. При этом – на 5 неделе читают иначе, чем во все остальные.
А вот начиная с Чистого четверга и до АнтиПасхи Псалтирь не читают вообще – ни в церкви, ни дома, келейно!
И ещё несколько внимания… Часто спрашивают: почему нельзя читать акафисты в Великий Пост? На их чтение просто не остаётся времени, если читать всё, как положено по церковному уставу. Дома молящиеся тоже стараются приблизить своё правило к церковному. Но если вам захочется дома почитать в Великий Пост акафист – никакого «смертельно» греха в этом нет.
А можно ли читать Псалтирь без тропарей и молитв после кафисм? Да, можно! И это церковь не возбраняет.
Главное – постараться, чтобы молитвенное правило было для вас родным и удобным, а не обязаловкой. Ведь если молиться просто потому, что «так православным положено» — долго не выдержать.
Не нужно корить себя, если у вас своё молитвенное правило. Это не возбраняется! Надо сказать, что нынешних молитвенных правил не было, скажем, в 15 или 13 веке. А ведь молились люди! И чудеса совершались! Дай Бог молиться и нам!

7. О жизни и смерти

Задавались ли вы вопросом: а что такое смерть?
Думать о смерти – страшно обычному человеку. И мы стараемся не размышлять на эту тему. Но всё же задумываемся, слыша слова: Христос пришёл, чтобы победить смерть. То есть, как победить? Христос боролся со смертью? Но значит ли это, что смерть – не просто состояние отделения духа от души и души от тела, а смерть есть персонифицированная личность?
У богословов нет единого мнения на этот счёт. Есть разные точки зрения. И вот какие…
Смерть – это особое состояние. Демонический обман считать смерть личностью. Первый период смерти – когда дух отделился от души и тела после греха. С этих пор материальное лишено постоянного “кормления” божественными энергиями. Без духовного сил у материального очень мало. Потому всё живое болеет и смертно. А второй период – когда душа покидает тело. Душа считается условно бессмертной. До той поры, какую определит Бог. Этот процесс отчуждения души от сугубо материального тела человеческого, делает невозможной телесную жизнь. Лишившись последней нематериальной субстанции, тело погибает. Наступает физическая смерть тела.
Но есть и другая точка зрения. Смерть – это личность. Со своими чувствами, волей, эмоциями… Со своей обязанностью, «работой».
Смерть – это особый ангел. Он получил власть над человеком со времени грехопадения. Иногда говорят, что это не просто ангел, но падший ангел, и даже считают, что это сам сатана. Он же Ад ‒ под другим именем. Грехопадение было подстроено им же: именно он искушал Адама и Еву, вселившись в змия. Задача этого ангела – прервать человеческую жизнь. Становится совершенно понятным, почему самоубийцы в церкви не отпеваются: человек сам отказывается от Дара Божьего и слушается врага рода человеческого с рабской покорностью. Человек создан для жизни. А враг рода человеческого ‒ Ад и Смерть ‒ делают всё, чтобы эту жизнь прервать. У человека слабы силы. Он не может противостоять ангелу смерти. Именно поэтому и необходим был приход Христа на землю: чтобы в человеческой плоти противостоять Смерти и сделать её бессильной, лишить победы.
Человек не может противостоять смерти, но должен ей противиться. Необходимо ценить жизнь, как самое большое сокровище, данное нам Богом. При этом жизнь – вечна. И человеку нужно готовиться на протяжении земной жизни не к смерти, а к жизни вечной. То есть, пусть мы слабы, но мы должны противостоять Смерти. И противостоять лично. А вот человек-самоубийца – он идёт у Смерти на поводу и отрекается от Божьего дара. Потому – как молиться за него Богу? Самоубийца до предела облегчает задачу ангела смерти прервать жизнь человеческую.
Смерть – это отпадение, как принято говорить, от источника жизни. А источник жизни – Бог. Самоубийца сам, по своей воле, а не через насилие отходит от Бога.
Цель у человека должна быть одна – продолжение жизни. И Христос своим воскресением даровал нам эту возможность.
Енох и Илия смогли вообще миновать смерть. Но это – удел не многих. Они живыми перешли в мир иной.
Во время Второго пришествия все ли умрут? Нет. Живые изменятся. Причём все – и праведники, и грешники. А потом уже будет Суд Божий.
Многие православные с ужасом думают о конце света. Но конец света – это не разрушение, не уничтожение, но изменение этого света в иной свет!
А что же ангел смерти? Ангел смерти или Смерть лишён жизни. Он сам прежде всего смертен. И потому после Страшного Суда перестанет существовать.
Кто же прав? Те, кто утверждают, что смерть лишь состояние, или те, кто говорит, что Смерть – это личность? Как говорил апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (гл. 13; 11-12): мы всё видим гадательно, как бы через тусклое стекло. Знания наши младенческие. В будущем веке мы будем иметь знание зрелое. Но не сейчас.
Поскольку даже апостолы видели «как через тусклое стекло», — что говорить о нас?
Знаем одно: Христос победил смерть. И это – самое главное, самое важное и самое драгоценное наше знание. Дай Бог нам прожить долгую жизнь на земле и продолжить её в вечности рядом со Христом. Бог сотворил нас для жизни. И пусть сии знания сохранят нам в земной жизни радость. Будем знать цену жизни – она очень велика. Дорогою ценою мы куплены, будучи ещё грешниками… Мы искуплены жизнью, смертью и воскресением Христа…