Эйкумена Христова

Уроки веры №3 2020

Цитата!

Византийского императора Константина мы именуем равноапостольным. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории Византии. Византия – государство, расположившееся вокруг Средиземного моря. Оно охватывало Балканы, Италию, часть Африки, часть Европы… Поскольку территория государства была очень велика, было решено поделить её на две части – Западную и Восточную. Границы Византии всё время менялись из-за войн, которые то добавляли новые территории, то, напротив, отнимали исконные земли.Вот карта, взятая из просторов интернета, за 450 год.

На этой карте мы видим, как разделялась Византия на западную и Восточную часть. Рим был столицей Западной части. Город Византий – столица восточной части. Кстати, название Константинополь являлось неофициальным названием византийской столицы. Так прозвала его людская молва – город императора Константина.
Византийцы именовали себя ромеями. Были объединены не по национальному признаку, а по вероисповеданию: православный – значит свободный и полноправный гражданин.
Ромеи любили называть свою страну Эйкуменой. Эйкумена – населённая людьми земля, второе значение слова – заселённая Вселенная. Византия была столь обширна, что действительно казалась по сравнению с другими государствами целой вселенной. Это государство ‒ первое в списке государств-долгожителей. Оно просуществовало более 1000 лет. Подобного примера в истории нет!
Если мы обратимся к карте более позднего времени – увидим картину иную. Кстати сказать, нет такого понятия, как картА Византии. Есть картЫ страны, потому что, как уже говорилось выше, границы постоянно изменяли своё месторасположение.

Это карта 570 года. Как видим, границы между Западной и Восточной частью уже нет. Империя стала единой. В Италии власть менялась постоянно. И мы можем видеть на картах империи, что различные части Италии то входили в Византию, то покидали её.
Император Константин правил Западом. А его соправителем на Востоке был Лициний. Лициний очень боялся властного Константина, происходившего из знатного рода. В жилах Константина текла кровь августейших особ. Лициний решил опереться на язычников, которые всегда не любили Константина. Поскольку язычники стали правой рукой императора Лициния, христианам в Восточной части Византии жилось не сладко.
Сорок Севастийских мучеников, Власий Севастийский, Фёдор Стратилат и многие другие – это всё жертвы Лициния. Лициний плохо разбирался в многочисленных языческих религиях, и потому старался угодить всем сразу. При его дворе можно было встретить шаманов, жрецов, колдунов всех мастей. Константин же, напротив, старался более сблизиться с христианами и всячески им симпатизировал. Лициний решил пойти на Константина войной. Естественно, не остались без работы всевозможные оракулы. Как только ни гадали, будет ли победа: предсказывали по звёздам, по внутренностям животных… Лициний всячески подогревал своими речами язычников, чтобы настроить их против Константина: дескать, надобно его уничтожить, потому что Константин решил поклоняться чужому Богу, а не своим родным богам. Как видим, всё повторяется: и сейчас мы можем услышать речи про «чужого бога» и «родных богов». Вот только Лициний, как и современные неоязычники, сам не понимал, какие же среди многочисленных языческих богов ему «родные».
Военные стычки происходили не раз. Дело кончилось тем, что Константин стал единоличным правителем Византийской империи. Шёл 324 год. Императору было 52 года.
Надо сказать, что ещё ранее был подписан Лицинием и Константином Миланский эдикт 313 года, который давал права христианам. Христианство с этих пор было официально разрешённой религией. Оно имело право существовать наряду с язычеством. Религии уравнивались в правах. Но увы… на деле христиан преследовали ещё долго.
Победитель Константин намеренно перенёс столицу в восточную часть. Риму было очень трудно отказаться полностью от языческого наследия. Столицу православной империи следовало сделать в новом месте, история которого не обременена столь могущественным языческим прошлым. Так появился Константинополь.
Константин мечтал о сильной империи, где власть государственная и церковная идут рука об руку. Знаменитая симфония власти родилась здесь, в Византии. Константину нужен был покой в стране, он был озабочен экономическим развитием страны, благосостоянием народа, финансами и обороной. Но вдруг всплывает такой неприятный факт: среди православных нет единства! Православные спорят между собой, доказывают, кто прав… Естественно, распри религии, ставшей официальной, будут очень мешать развитию страны. Необходимо было что-то с этим делать. Мечта Константина о единой вере, единой Церкви, которая является духовной опорой государства, оказалась под угрозой.
Особенно потряс христианство раскол, связанный с арианством. Арий был по происхождению ливиец, но был пресвитером египетской церкви. Напомню, что север Африки входил в Великую Эйкумену. Худощавый благообразный седой аскет, очень талантливый человек, поэт и музыкант, Арий был чрезвычайно популярен. Он любил писать лёгкие приятные песни, которые доходчиво объясняли сложные богословские вопросы. Особенно его песни были широко распространены в среде портовых грузчиков, моряков и рыбаков.
Пресвитер Арий надеялся получить епископскую кафедру. Но её получил Александр, ставший епископом Александрийским. Арий был этим расстроен. Кроме того, у Ария стали замечаться расхождения во взглядах с остальными православными.
Обычно говорят так: Арий утверждал, что Христос был человек. Надо сказать, что это утверждение слишком примитивно и не отражает истины. Вообще имя Ария обросло легендами и неподтверждёнными фактами. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя. (Пс. 2;7) – вот отправная точка размышлений Ария. Если Господь Бог Отец так говорит Сыну, то Сын был не всегда. Кроме того: «Арий не верил, что Сын был Одним с Отцом — Первопричиной творения: “Сын, который был искушаем, страдал и умер, как бы Он ни был вознесен, не может быть равным неизменному Отцу, Которого не касаются смерть и боль: если Он отличен от Отца, то Он ниже Его”.» (источник: Александр Леонидович Дворкин, Из истории Вселенских соборов, альманах «Альфа и Омега», № 9-10, 1996-1997)
Дело кончилось тем, что Арий провозгласил: Троицы нет, есть Единица – Бог Отец. Епископ Александр запретил Арию читать подобные проповеди.
Вопрос был очень серьёзен: если не Сам Бог пришёл спасти людей, то пропасть между Богом и человечеством не была преодолена, и возможности обожиться, то есть получить вечную, нетленную жизнь от Бога, у людей по-прежнему не было. Но это есть сердце Христианства! Мы веруем: Христос воскрес – и мы воскреснем, потому что Сам Господь Бог подарил нам вечную жизнь и назвал людей не только Своими учениками или рабами, но братьями и детьми Божьими!
Между Арием и Александром началась настоящая война. И не всегда чистая. Сторонники Ария прибегали, допустим, к таким методам: женщины лёгкого поведения вдруг начинали открыто «признаваться» на публике, что Александр имел с ними связь.
Если сказать, что Константин был опечален распрей между богословами – это ничего не сказать! Всё, чего желал император – мир и крепкая держава. Но если церковь, основа, краеугольный камень Византии, не имеет в себе мира, то о какой крепости можно вести речь?
Константин пытается примирить спорящих, шлёт им письма. Созвать собор в Никее, чтобы лично контролировать ситуацию – вот к какому решению приходит император.
Должно сказать, что восьмой собор канонически возможен. Напрасно сделали из него эдакое пугало для слабонервных: соберётся восьмой собор – и православию конец, и белу свету конец…Собор имеет место быть – и восьмой, и десятый…и какой угодно. Но есть специфические особенности Вселенских Соборов: Вселенский Собор собирает светский правитель! В православном мире, просто в народе назрели какие-то вопросы. На них нужно получить ответ. Союз между светской и церковной властью – неизменная черта Вселенских соборов. В государстве, в обществе есть вопросы; церковь должна дать ответ.
Византия была, как вселенная, обширна; она была центром православного мира. Потому Соборы получили наименование Вселенских.
Если вернуться к современности, то, повторим: канонически восьмой собор допустим. Но, во-первых, не нужен, поскольку все ереси рассмотрены, на все еретические учения дан ответ, догматы церкви определены. Ничего нового в нынешних сектах нет. Как говорится, новое – хорошо забытое старое! Однако предположим, всё же назрела некая новая проблема. Можем ли мы собрать Вселенский Собор? Увы, его некому собирать, потому что нет в мире таких светских верующих правителей, которые бы были озабочены идеологическим, религиозным фундаментом своего общества! Правители, в лучшем случае, ходят в храм и ставят свечки да целуют иконы. Они совершенно не обременены размышлениями над догматикой. Дело в том, что религия ранее была сердцем каждого общества. А в нынешние времена к вере относятся лишь как к допустимому приложению. Современные государства в основном атеистические. Вера – личное дело каждого. И, уж тем паче, никто из правителей не интересуется богословием. Так что, главное условие: созыв церковного собора именно светской властью, абсолютно не может быть выполнено. Это не мешает нам иметь поместные соборы. Их созывала по надобности сама церковь. Что делает и до сих пор.
Весной 325 года был объявлен созыв первого Вселенского Собора. Вся подготовка легла на плечи государственной казны. Готовились лошади, кареты, рассылались письма во все концы. Император Константин с любовью приглашал от каждой церкви епископов. Императора Константина пленила идея соборности, объединения, преодоления разделения: всех детей Божиих собрать воедино, чтобы не было ссор и расхождений в мыслях, чтобы ушли обиды и обоюдные попрёки, чтобы воцарились мир и любовь. Вселенская любовь – её первым осознал не епископат, не церковь, а представитель светской мирской власти! Мир людской не так далёк от Бога, как нам порою кажется!
Константин лично встречал прибывших, лобызал, оказывал всевозможное радушие. Любовь должна покрыть всё! Собор был открыт приветственным словом императора: «Не медлите, о други, служители Божии и рабы общего нашего Владыки Спасителя! Не медлите рассмотреть причины вашего расхождения в самом их начале и разрешить все спорные вопросы мирными постановлениями. Через это вы совершите угодное Богу и мне, вашему сослужителю»…Евсевий пишет: «Кротко беседуя с каждым на эллинском языке, василевс был как-то усладителен и приятен. Одних убеждая, других усовещавая, иных, говорящих хорошо, хваля, и каждого склоняя к единомыслию, василевс, наконец, огласил понятия и мнения всех о спорных предметах»… (А.Л. Дворкин; указанное выше издание)
Кстати, Александр Леонидович Дворкин указывает, что нет никаких документов, подтверждающих на соборе присутствие святителя Николая. Так что, известное предание об ударении Николаем Ария по щеке может оказаться просто легендой и не больше того.
Никейский собор в жарких спорах составлял первый вариант Символа веры. Надо сказать, что слово «единосущный», столь важное для каждого православного, предложил вставить в Символ веры именно император Константин.
Из 220 человек, присутствовавших на Соборе, 218 человек подписали никейский Символ веры. Повторимся: подписи святителя Николая в документах нет: ни за, ни против, ни воздержался. Фактически Символ веры был принят единодушно. Однако, как ни странно, но после Собора страсти продолжали накаляться, а распри не утихли. Вновь в ход пошли весьма не чистые на руку действия.
335 год. В этот год произошло величайшее событие. И опять же, благодаря Константину и его матери Елене. Император пригласил всех православных епископов принять участие в освящении храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Константин так желал отметить своё тридцатилетие у власти и имел надежду, наконец, примирить ариан с православными.
Приблизительно в это время и умер Арий. Смерть его обросла легендами, но распознать, где вымысел, а где истина, уже не представляется возможным. Надо сказать, что народное творчество всегда слагало притчи и сказы в одном духе: допустим, Иуда или раскольник, еретик ещё с детства был брошен родителями, поскольку некий пророк предсказал рождение злого дитя. Сердобольные люди приняли оставленного родными родителями ребёнка. Воспитали его на своё же горе. Приёмыш обязательно кого-то убивал из членов семьи. а потом куда-то убегал и скрывался…. Такие сказания сложены об Иуде, Пилате и о многих других. Известная смерть Ария стоит в том же ряду – теперь уже не разобраться: это выдумка народа или она имела место быть…
Известно одно: Ария решили допустить к Евхаристическому общению. Константин разрешил вернуть Ария из ссылки для окончательного примирения и разрешения всех идеологических проблем. Пусть будет в церкви мир и доброта! Но накануне возвращавшийся из изгнания Арий умер. Уже задолго до этого он сильно болел, будучи стар и оставлен всеми влиятельными друзьями.
В Пятидесятницу 337 года принял крещение и сам император Константин, а вскоре после этого монарх отошёл к Богу. Он был похоронен в его городе, Константинополе, в храме 12 апостолов. В этом храме были построены 12 гробниц. Искали мощи святых апостолов. Привозили в Константинополь и хоронили в этих гробницах. Не все гробницы были заполнены. Но это и не важно. Символически храм был посвящён всем апостолам и их беспримерному служению, к которому приравняли и императорское служение Константина, жизнь положившего на то, чтобы люди жили в мире, единении, любви и истинной вере в Бога.
Так появился почётный титул «равноапостольный»…