Божественная правда
или любовь к несовершенным

Что есть благо: совершенство или несовершенство? Конечно, совершенство, ‒ скажем мы. И всю жизнь мы стремимся к идеалу. Несколько странный вопрос: а нужно ли любить идеал? Выглядит на первый взгляд парадоксально или не совсем умно. Конечно, нужно любить идеал! И к нему стремиться. Но … где же он? Поскольку идеальных людей нет, то много ли остаётся нам людей для любви?
Созерцая мир, мы пытаемся давать оценку происходящим событиям с духовной точки зрения. Вот один из примеров…
Очень часто мы говорим: дети страдают из-за грехов родителей. Однако книга пророка Иезеккииля говорит нам абсолютно противоположное… Глава 18, 1-10. «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! ‒ говорит Господь Бог, ‒ не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая – та умрёт…» Далее Господь подробно рассказывает пророку: будет наказана лишь душа согрешающая. Если виноват отец – то он понесёт наказание, а не сын его. Если отец праведен, а сын нет – сын понесёт наказание.
Это очень важный момент восстановления Божественной правды: сын «не умрёт за беззакония отца своего; он будет жив… А отец его… — вот он умрёт за своё беззаконие». ( там же, 18; 17) «Сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына». (18; 20).
Мы представляем себе детей, как родительскую собственность или родительское продолжение, забывая о том, что дети – сами по себе в руке Божьей. У них свой путь, у них своя воля, у них свой разум. Именно они сами и решают, как им построить свою жизнь.
Виновны ли родители в том, что дети поступают греховно? Если дети малы – безусловно, да. А если дети выросли – вина родителей лишь в том, если они не говорят детям правду. И вообще, если наш близкий человек или случайный спутник согрешает, наш долг сказать ему правду. В противном случае, мы понесём ответ за то, что промолчали. У человека должен быть шанс исправить свои поступки. Но если мы будем молчать, то человек этот шанс утратит. Следовательно, в его грехе будем виновны и мы. Мы лишили человека выбора: он поступал так, как знал сам. А о том, что можно поступить по-другому, знали мы, но промолчали. «Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, ‒ то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою». (Иезек., гл. 33; 9).
Чего желает Господь и чего не желает? Не желает смерти грешника, но хочет, чтобы грешник обратился и был жив, стал праведным. Это желание Господа, которое Он сказал Своему пророку (Иезек., гл. 33; 11). Это желание Бога – обязательно к исполнению и для каждого из нас. Самая неправильная позиция, когда мы злорадствуем, что кто-то поступил неверно и, дескать, пусть теперь расплачивается. Всем сердцем нужно желать, чтобы человек поступил правильно. К кому пришёл Господь, к праведникам или грешникам? Ко грешникам. Он умеет любить несовершенство. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих». (Ев. от Матф.; гл. 18; 10)
Удивительно: Совершенный может любить несовершенство. А вот несовершенные мы несовершенство чужое любить не можем.
Весь наш мир ‒ несовершенен. Это должен знать и понимать каждый человек. Если мы будем болезненно реагировать на его несовершенство, мы просто перестанем быть добрыми. Мы станем угрюмы и злы. Мы будем не любить жизнь, а только ждать её конца: когда же мы попадём в совершенный мир Бога ‒ в Царство небесное?! Но попадём ли мы туда, если ничего не сделали для несовершенного мира, ничем ему не помогли, а лишь засоряли своей злобой, презрением к миру и отторгали его? В нас не нашлось сострадания к несовершенному миру. Делать несовершенный мир добрее и лучше ‒ задача каждого православного христианина.
Что же необходимо нам, чтобы суметь помочь чужому несовершенству? Не осудить и гордо отвергнуться, не презирать и не злиться, а именно помочь?
Для этого необходима активная жизненная позиция, то есть позиция делателя. Об этом нам напоминал и Христос: дескать, Отец до сих пор делает, и Я делаю. Делать, а не просто смотреть на ошибки ближнего – об этом нам говорит Бог. В главе 34 Господь обращается к ветхому священству. Ибо они «слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали»… «Горе пастырям… которые пасли себя самих!» (Иез.,34; 2-22). Народ у таких пастырей пришёл в запустение.
Господь готов каждого очистить от греха, освятить водою чистою. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух мой». (Пр. Иез.,36; 23-30). Господь вновь «созидает разрушенное, засаждает опустелое» (Иез.,36; 36). Сердце каменное – раз и навсегда высеченный идеал. Так мы воспринимаем человека: повстречали будущих жену иль мужа, друга, родили ребёнка – каждый из них, по нашим понятиям, должен представлять собою совершенство. Едва мы сталкиваемся с несовершенством, как готовы несовершенное бросить, «рогами толкаем всех слабых, доколе не вытолкаем вон» (Иез., 34,21). А Господь перевязывает овец пораненных, лечит овец больных, находит затерявшихся в горах…
Господь не зря говорит, что даст нам сердце ‒ плотяное. Плотяное сердце – доброе. Оно способно полюбить несовершенство, ибо несовершенно и само. Ощущая свою немощь, оно не осуждает ближнего, но ищет силу в Господе. Мягкое сердце плотяное – наше достояние, наша драгоценность.
Господь сказал – и сделал. (36; 37). Это главная формула для решения жизненных задач – сказал и сделал.
Вспомним новозаветную притчу, где Господь ставит по правую руку тех, кто накормил голодных, посетил больных или заключённых… Интересный момент: люди были очень удивлены: когда мы, Господи, Тебя кормили или лечили, посещали, согрели? И Господь отвечает: тогда, когда вы сделали добрые дела для других. (Матф., 25; 31-46). Об этом говорят часто, но… Обратим внимание на название самой притчи: О Страшном Суде.
Страшный Суд – казалось бы, самое великое событие в истории человечества. Но Суд этот очень прост: помог в беде человек человеку – и тем сделал для Бога благо, и тем оправдался и спасён.
Когда мы рассуждаем о земной жизни, о людях – мы много можем представить теоретически. Должно быть вот так, люди должны быть такими… А государство — вот таким. Но в реальной жизни всё просто: есть люди, которые не идеальны, есть мир, который тоже не идеален. А кроме того, у каждого человека свои обычные потребности. Вот именно этого несовершенного человека в несовершенном мире и нужно полюбить. Мы говорим, что должно стремиться к совершенству. Но совершенство невозможно для большинства из людей и нереально для мира. Потому и говорят, что самая неисполнимая молитва ‒ молитва о мире. Мир человеческий отверг Божьи законы и погряз во грехе. Но именно поэтому монахи о нём и молятся!
Мы не любим ближних за их несовершенство. И когда случается беда, говорим, что Бог наказал за грехи. А что предлагает нам Господь? Полюбить простого несовершенного человека, помочь ему в самых обычных жизненных проблемах и нуждах – утолить его голод, холод, одиночество.
Когда ребёнок радует нас своими достижениями, мы горды и счастливы. Но как только дитя допускает что-то предосудительное, мы переживаем даже не за него, а за свой авторитет. Что теперь обо мне подумают люди? Что я не умею воспитывать? И если какой-то чёрствый человек нам так и скажет: не умеешь воспитывать детей, ‒ как больно это нас ранит! А причина нашей боли проста: мы пасём самих себя, как ветхое священство, а нужно пасть детей! А это не всегда просто и не всегда удаётся. Но дела оставить нельзя.
Мудрые старики говорят молодым людям: когда выбираешь себе жену – не смотри на её достоинства; достоинства быстро забываются и надоедают, их даже со временем перестают замечать и ценить; но смотри на её недостатки – сможешь ли ты их если не любить, то хотя бы терпеть? В этом истинная любовь: терпеть недостатки ближнего. По-настоящему проявить любовь мы можем только к несовершенному.
Однако, тут возникает новая проблема: иной раз мы приказываем себе терпеть недостатки ближнего…. одного, другого, третьего… В итоге мы замечаем, что нас никто особо не уважает и все на нас просто «едут». Может быть, это хорошо для истинного христианина? Не очень-то. Ведь мы постепенно скатываемся к нервному срыву. И куда денется наша «хорошесть», когда депрессия или гнев накроют нас с головой?
Но вот странная, на первый взгляд, фраза у Христа — возлюбить другого, как себя. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (от Марка, 12; 31) Значит, и себя нужно любить? Но ведь самолюбие мы почитаем за грех!
И всё же, себя любить тоже нужно. Человек, который не любит себя, вряд ли когда сможет по-настоящему полюбить других, ‒ замечали люди. Кто не жалеет себя ‒ не пожалеет другого. Быть хорошим к другому человеку ‒ это прекрасно. Но ведь и я ‒ тоже человек! Значит, я и для себя должен сделать что-то хорошее. Иначе есть риск озлобиться. Есть риск припомнить ближнему все свои благодеяния. А это уже не есть хорошо. Следовательно, человек должен любить Бога в каждом человеке ‒ и в себе самом тоже. Это поможет не отчаиваться, не злиться на весь белый свет, не ненавидеть себя за недостатки (когда мы ненавидим себя за грехи, то кончим либо унынием, либо озлобленностью), не осуждать ближних за чёрствость и неблагодарность: дескать, я-то о тебе так старался, а ты!…
Исправлять недостатки ‒к этому стремиться должно. Но наша работа над собою должна быть нам в удовольствие, а не быть поводом для уныния. Бог есть любовь. А злой и унылый человек очень мало напоминает образ Божий. Ведь не только другой человек важен, как личность. Важны, как личность, и мы сами. А когда о человека часто вытирают ноги, он перестаёт быть личностью. Но личность ‒ то, что сближает нас с Богом. И частичку Бога в себе нужно беречь. Без этого просто невозможно человеческое счастье. А счастье должно быть не только у наших близких, но и у нас самих.
Но кого же предпочесть в сложной ситуации: себя или другого? На этот вопрос уже ответил Христос, умерев за всех нас ‒ больных, заблудших, несовершенных.
Нужно понимать, что путь жертвенный доступен немногим. Да и жизненные ситуации не всегда требуют от нас жертвы. А мы её часто приносим своим близким просто так, даже если жертву от нас никто не требует. И тогда мы обвиняем близких в бесчувственности, а наше собственное сердце погружается в омут боли и одиночества. Разве это ‒ тот итог жизни, который должен нам достаться?
Человек может быть радостным лишь в том случае, если он не воспринимает слишком болезненно несовершенство мира. А возмущаться миром понуждает нас гордость.
Что же, не нужно стремиться к совершенству? Ещё один парадокс, но очень важный, основополагающий в нашей жизни и вере: только тот приблизится к совершенству, кто может искренне полюбить несовершенного и помочь ему.