Синергия

Что значит «синергия»? Синергия – это соработничество с Господом, то есть совместное усилие человека и Бога в деле спасения человека. Бог даёт человеку «призывающую благодать», но не спасает насильно.
Что подразумевает синергия? Только ли конечный итог: спасение в жизни вечной? Нет, результат синергии проявляется уже при жизни на земле, ибо каждый человек приходит на землю для какого-то Божьего дела. Кроме того, жизнь личную, жизнь в семье, жизнь в государстве можно строить по Божьим законам, а можно по бесовским.
И вот тут мы встречаемся с весьма сложной темой: свобода человека и Божья воля. Несмотря на, казалось бы, догматическое единство, сколько людей – столько и мнений. А поскольку нет в церкви ясного и чёткого определения степени свободы человека, то именно в этом вопросе таится много бед. Одни говорят: на всё воля Божия. Другие возражают. И получается очень часто так: приходит человек в церковь и горько плачет: погиб единственный ребёнок. А человеку в ответ всезнающие прихожане: на то воля Божья! Он бы у тебя разбойником стал! Благодари Бога: теперь он в рай пойдёт! А если б жив остался – в ад пошёл бы! Естественно, мать с отцом от таких пророчеств заливаются слезами. А многие вовсе перестают ходить в храм и теряют веру в Бога: зачем верить, если Бог жесток? Но мы знаем, что Бог есть Любовь, Бог есть Жизнь. Как же всё это сопоставить?
Начнём с того, что точно всё равно никому не удастся ответить на вопрос: что хотел Господь? Вспомним, какой ответ получил Антоний Великий, когда возопил к Богу: почему есть на свете больные и здоровые, богатые и бедные, счастливые и несчастные, добрые и злодеи?.. Бог ответил: «Антоний, себе внемли!», — то есть занимайся больше собою. Всё равно мы не можем разобраться в устройстве мира. Можно написать много статей, но они вряд ли приблизят человечество к разгадке мира. Поэтому остановимся на самых общих понятиях.

  1. Есть ли у православного судьба? Православие не знает понятия рока, фатума, судьбы, предопределённости. В протестантизме есть такое ответвление: кальвинизм. Его родоначальник Кальвин утверждал, что Бог желает спасения тем, кто определён на спасение, и проклинает тех, кто обречён на проклятие. При этом личные качества человека не играют никакой роли. Старайся – не старайся, всё равно попадёшь в ад, потому что тебе судьба — не спастись.
    Учение о судьбе посеяно дьяволом, — говорил Иоанн Златоуст. Однако же рассуждения такого типа: судьбы нет, но всё по воле Божьей или по Божьему попущению, — иной раз недалеко уходят от кальвинизма. Именно они отталкивают многих людей от церкви и веры. И атеисты говорят: что же, стал человек наркоманом – это воля Божья? А потом наркоман кого-то убил и это тоже воля Божья?
    Обратимся к наследию святых и к Евангелию. Что мы видим? Что Бог нигде не проявляет насилия над человеком. «Если хочешь…. – следуй за Мною». То есть, можешь и не следовать. Это воля твоя! Можешь отдать своё имение нищим, а можешь не отдавать – это воля твоя! Я лишь стою у двери и стучу: «Если кто услышит голос Мой и откроет дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, а он со Мной». Бог не совершает насилия. Дело Бога – предложить человеку благодать. Дело и свободная воля человека – принять благодать или отклонить её. Если человек не желает принимать благодать – ни о какой синергии не может быть и речи.
    Предположим: не захотел человек принять благодать Божью… Дальше он жизнь свою строит без неё. Немедленной цепи: преступление – наказание, — тоже нет. Потому что тогда не было бы никакой свободы. А свобода – божественный дар человеку. Может, люди бы и перестали грешить, если бы видели, как каждый грешник немедленно после совершения греха падает на улице замертво… Но вряд ли бы это кардинально изменило наши души к лучшему. А может, нас и вовсе бы уже, людей, не осталось!
    Грешник, не живущий по Божьим законам, везде сеет семена своей неправедной жизни. Допустим, человек сел за руль в состоянии алкогольного опьянения и убил человека. Имеем ли мы право сказать, что убитый – был грешен? Ни в коем разе! Он не грешнее нас. А мы в таком случае берём на себя право быть судьёй, что дерзость пред Богом. В Евангелии нам сказано: упала башня Силоамская и придавила людей. Грешнее ли они других? Вовсе нет! Не было Божьей воли убить именно этих 18 человек! Однако ж они погибли. И остальные могут тоже стать жертвами каких-то трагических событий. Почему? Потому что в миру скопилось много греха. Как солнце светит на злых и добрых, так и беда может погубить и праведников, и грешников.
    Есть только одно предопределение у Бога: всех ко спасению! Бог предопределил нас не на гнев, а на любовь. А далее всё зависит от человека. Наша христианская жизнь заключается в движении либо в сторону Бога, в сторону добра и любви, либо в сторону противоположную. Если человек выбрал путь зла, это не значит, что этого захотел Бог. Можно даже сказать однозначно, что Бог не хотел этого! Воля Божья – соблюдать каждую человеческую душу, Пастырь Добрый идёт за каждой овцой заблудшей. Не столько даже наши дела, сколько наша любовь и желание быть с Богом предопределяют наше спасение.
    Однако ж человек не захотел жить по Божьим заповедям. Такой человек будет везде сеять зло. Потому мы и говорим, что случайностей нет. Но не потому, что Бог запрограммировал, чтобы мы сломали себе ногу или попали в аварию, а потому что мир грешный живёт по богопротивным законам. И они сказываются и на праведниках, и на грешниках. Все «случайности» — это лишь закономерности грешного мира. В нашем мире – смешение законов Бога, воли людей и бесовских дел. Чем более в мире людей-праведников, живущих по Божьим законам, тем меньше происходит трагических «случайностей». Чем более грешников – тем больше горя. Антоний Великий рассказывал: «Я видел все сети диавола, распростёртые по земле, и вздохнувши сказал; «Кто же обойдёт их?» И услышал голос: «Смиреномудрие». Каждый из нас когда-то в диавольские сети попадает. Но если мы ожесточимся – лишь добавим в этот мир зло. Потому много святых, подвиг которых состоит просто в том, что они не озлобились, переживая беды, и тем не умножили зло на земле. Это не просто и не легко.
  2. Есть ли истина в пророчествах? Пророчества и предсказания – это тоже весьма опасная и тонкая вещь. Конечно, православные однозначно скажут, что ходить к цыганкам, гадалкам, предсказательницам – грех. А как быть с пророчествами батюшек? Когда священники называют «точные даты» начала «страшной» засухи, голода, третьей мировой войны… Православие говорит: все пророчества, кроме Священного писания, — относительны! То есть, что бы кто ни говорил – это может быть неправдой, частным мнением, которое не обязательно исполнится Богом.
    Не мешает всем пророчествующим, а так же тем, кто всякие пророчества повторяет и пугает людей, помнить: мысль материальна! И не только у Бога, всё сотворившего Мыслью и Словом, но и у нас! Ведь мы – образ Божий. И имеем, хоть и в самой малой мере, Божьи свойства. Потому, когда нам кажется, что будет что-то плохое, лучше не пугать людей, а молиться. Чтобы плохое не сбылось, надо просить Бога о помощи. Лукавый – тонкий психолог и аналитик. И он знает, что проще всего добиться своего, посеяв в людях панику и лишив их покоя и радости. Так что не стоит лить на его мельницу воду! А Иоанн Лествичник учил: предсказали тебе плохое, нагадали – не верь! И не будет у плохого власти! Никакие обстоятельства не являются окончательно значимыми. Даже смерть иногда изменялась на земную жизнь: Лазарь или сын сарептской вдовы… Сколько раз Спаситель воскрешал мёртвых! Господь менял временную волю зла (которая временно восторжествовала, поскольку зло существует в мире и когда-то в чём-то побеждает) на Свою Божественную. Увидел слёзы вдовы – и пожалел мать, воскресил сына. Почему смерть допустил? Того не знаем. Но можем предположить: мир живёт по смешанным законам; в нем смешаны три воли: Божья, человеческая, дьявольская. Воля людей совпадает то с волей Божьей, то с волей диавольской. Вспомним Евангелие от Луки (гл. 22; зач. 109; строф.53-54): Господь говорит в момент ареста: «По вся дни, сущу ми с вами в церкви, не простросте руки на мя, но се есть ваша година и область темная».
    Но Бог не будет насильно исправлять злодеев и грешников, через немедленные кары. Бог не водит нас, как кукол в кукольном театре на верёвочках, заставляя делать плохое или хорошее. Воля Божья заключается в Евангельских заповедях и в желании спасти всех Своих детей. А воля человеческая заключается в соблюдении или несоблюдении Заповедей. Не соблюдаем – всем будет плохо: как грешникам, так и праведникам, которые рядом с грешниками живут.
  3. Кто определяет нашу участь? Мы сами! Окончательная наша участь зависит отнашего выбора. Есть такая, казалось бы, атеистическая прибаутка: может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять? Обычно верующие возмущаются, слыша этот вопрос… А вот некоторые священники горько вздыхают: есть такой камень – упрямый человек. Человек — дитя Божье. Но Бог не может насильно спасти нас и против нашей воли забрать нас в рай. Окончательная наша участь зависит только от нашего выбора, потому что Бог ждёт любящих Его. А насильно мил не будешь. К тому же, если уберётся из жизни человека свобода – уйдёт и исповедь, покаяние, бессмыслен будет суд Божий, нелепы награды или наказание – рай и ад. За что судить, если воли человека нигде не было? И в чём каяться на исповеди, если «мне так дал Бог»: нагрешить?
    Теперь, если мы обратимся к простой бытовой ситуации и рассмотрим её, мы можем понять, что не все события уготавливает нам Господь. Творцы многих событий – мы сами! Модель первая. Простая, из нашего быта… Вечер. Поужинали. Все устали после трудового дня. А кто-то был дома, но болен. Кому мыть посуду? В одних семьях вопроса такого нет. Кому же мыть как не жене, маме?.. Даже если она умрёт от усталости возле мойки – это её работа! В других семьях разгорится спор: кому же мыть? Будут приводить разные доводы: уроков много, устал на работе, болен, мою и так каждый день, мыл(а) в обед… и т.д. Слово за слово – разразится ссора. А в третьей семье каждый решит: лучше я, другому тяжелее, чем мне… В результате: быстро, вместе, в любви и согласии справятся с уборкой на кухне. Что же, события в этих трёх семьях запрограммировал Бог? Каждой семье выдал отдельный вариант «вечернего» сценария? Конечно, нет, — скажете вы. Это сделали сами люди. Люди в одной семье поступили по Божьим заповедям: возлюби ближнего, как себя. А в двух других семьях Божьи заповеди не были приняты, были отвергнуты и заменены человеческими: каждый искал свою выгоду… Виновен ли Бог? А теперь перенесём эту ситуацию выше: на государственном уровне… Кто-то решит: а почему не я президент? Возьмёт в руки оружие, найдёт себе подобных и захватит власть. А дальше – больше: каждый, у кого в руках автомат решит: а почему я должен работать? Не проще ли пойти с автоматом по домам да и забрать у людей то, что мне надо? Подумал и сделал. Виновен ли Бог? И кто смеет утверждать, что жертвы мародёров исключительно грешники? Если армия разбойников начнёт грабить дома, то пострадают, пожалуй, все жители, не зависимо от степени грешности. Да, по чьим-то прошениям, Господь покроет своих, поможет, убежать, спрятаться, спастись… Господь будет спасать своих от воли распоясавшихся разбойников. Но творцы этого разбоя – люди. Желая, во что бы то ни стало доказать, что всё по воле Божией, многие доходят до нелепостей: начинают утверждать, что, допустим, разбойник убил человека, исполняя волю Божью. Меж тем, Бог дал заповедь: не убий! Каждый, кто её нарушает – супротивник Богу. Чтобы оправдать убийство, начинаются фантазии: дескать, убитый грешен был. А Господь, чтобы взять в рай, дал мученическую кончину. И всё-то мы «знаем»: и о воле Божией, и об убитом… И получается так, что бандит – первый у Бога человек, первый проводник воли Божьей! Что без его бандитских поступков человек бы и в рай не попал, и не спасся. Потому бандиты крайне необходимы и без них православному человеку и жить нельзя! На чьих же плечах в рай въедем, ежели убийц не будет на земле? Это, конечно же, полный абсурд.
    Получается так, что мы вообще ни в чём не виновны: ведь всё в нашей жизни зависимо не от нас! За что нас тогда будет судить Бог?! Получается, что Пётр предал Христа не по своей воле, а по Божьей. На всё ведь воля Божия! И Иуда тоже поступил по воле Божьей. И кто скажет после этого, что Иуда – предатель? И вообще, за какие свои поступки мы можем отвечать, если всё – не наше? Это есть всё тот же кальвинизм: Иуде предопределено быть предателем. Всё, никуда уже от этого человеку не деться: должен сделать подлость и затем пропасть в аду. А другой дороги у него нет и не может быть.
    Увы, но «судьба» есть следствие наших собственных свободных дел и дел тех, кто находится рядом с нами. И какой будет «судьба» — зависит лишь от одного: насколько мы захотим исполнить Божьи заповеди. Человек не может спастись без Бога, а Бог не может насильно спасти человека. Наш разум и учение Божье – наши водители по жизни. Богом призваны все. Но много званых – мало избранных. Христос проповедовал всем, да не все слушали. Божье желание не принесёт плода без желания человека. Пример тому – тот же Иуда. Иуда, как и другие апостолы слушал Христа, проповедовал, исцелял больных, изгонял бесов.. Того, кто мог бы и далее совершать великие дела, поминают теперь с презрением. Господь предупреждал и о том, что чем более грешно состояние общества, тем больше в нём будет случаться бед. Бог не кидает людей под колёса автомобиля и не насылает на людей рак. Но от грешного состояния общества будут страдать и праведники. Ничем не виноват младенец, погибший в коляске, на которую наехал пьяный водитель. И не Божья это воля – пьяному на огромной скорости нестись по улице. Понятно, что чем больше таких водителей – тем страшнее переходить улицу абсолютно всем: хоть верующим, хоть атеистам. Бог есть Жизнь. А Жизнь – не убивает. Разговоры о том, что Бог забрал младенца, потому что младенец, наверное, в будущем стал бы грешником, говорят лишь об отсутствии в нашей душе любви. Ведь Божьей воли насчёт этого младенца, как и его возможных грехов, мы не знаем. Отчего же судим?
  4. Зачем мы ходим в храм? Очень часто мы не можем избавиться от «сказочного сознания». Что имеется в виду? Ещё со времён Адама и Евы в нас живёт излишнее упование на тварное изменение мира. Есть такая волшебная вещь: возьмёшь её – и всё изменится. Прародители увидели эту особость в плоде дерева. По наущению диавола решили: съедим и изменимся, и будем, как боги. И не надо над собой трудиться и развивать свою душу. Вполне возможно, что это и есть тот главный «конёк», предложенный человеку сатаной. Бог над всем трудился Сам, а лукавый нам предложил, ничего самим не делая, получать результат. «Ложь конь во спасение» (то есть это конь лживый, фальшивый; именно так переводятся данные строки Псалтири) В сказках осталась та же тоска по волшебной вещи. Возьму скатерть-самобранку или палочку феи, или шапку-невидимку… и всё вокруг поменяю. Мы излишне уповаем на тварность и ищем в мире такую вещь, которая волшебно всё меняет. Многие и в храм ходят исключительно для этого же! Помолюсь, свечку поставлю, закажу службу и всё будет по-моему. Это языческий культ волшебных вещей. Но храм – не скатерть-самобранка и не палочка феи. И многие, походив пару недель на службы, или почитав два вечера молитвы, говорят: не помогает! Бога нет!
    А в самом деле… Если нет помощи – для чего ходить? Для чего молиться, если рассчитывать на обязательную помощь нечего? Кто-то правильно сказал: храм – это школа. Школа, которая нас учит жить по Божьим заповедям. К сожалению, действительно нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Если общество состоит из людей, принявших Христа и желающих свести Небесный Иерусалим на землю – в таком обществе легче людям строить отношения. А вот диаволу труднее раскидывать свою сеть, в которую попадают и невинные младенцы, и грешники, и праведники. Посмертная судьба у жертв будет разная. Их будет судить Бог по делам. А вот земная жизнь одинаково не сложилась. Но ведь и земную жизнь дал Бог! Не мы её выдумали против воли Божьей. Следовательно, в храм мы ходим, чтобы научиться исполнять заповеди Божьи. В храм мы ходим, чтобы знать, где воля Божья и чтобы наша воля, человеческая, полностью совпала с Божественной. В храм мы ходим, чтобы соединиться со Христом и быть Ему своим. В храм мы ходим, уповая на то, что мы будем более под защитой Бога и что, может быть, Господь отведёт нас куда-нибудь подальше от падающей «Силоамской башни». В храм мы ходим, чтобы стать счастливее. В храм мы ходим, чтобы учиться по-доброму строить свою жизнь и не мешать жизни окружающих нас людей. Но будем помнить слова Антония Великого, сказанные человеку, просившему помощи: «Ни я, ни Бог не помилует тебя, если сам себя не помилуешь».
    Выбор есть у всех. Проблема выбора стояла даже перед Иисусом Христом в Гефсиманском саду. Потому что Господь пришёл на землю, чтобы на земле пройти путь человека и дать нам пример. Бывают ситуации, когда просто кроме этого человека никто не сделает важное дело. Это дело нужно людям. А делатель существует лишь один. Другие не смогут. Вот тогда перед нами появляется проблема выбора: отказаться или исполнить то, что спасёт других? А спасти других, не жалея себя, — вот она, Воля Божья…
    Когда нам священники перечисляют грехи, многие начинают унывать: и в этом я грешен, и в этом… Как спастись? Это невозможно. Да, невозможно человеку, но возможно Богу. Бог спасёт любящего. А тот, кто любит – тот доверяет и слушается. Мы же, если внимательно посмотрим на большой список грехов, заметим, что все эти грехи сводятся к двум: ложь и злость. Да ещё, пожалуй, лень. Но лень, ложь и злость восходят к одному: нет любви. Нет любви – рождаются ложь и злость, и нежелание что-то сделать для ближнего или для Бога — лень. А уж от них – вся остальная масса грехов, как раскрывшийся веер. Потому и сказал Господь, что заповедей всего-то две: люби Бога и люби человека. Если в сердце человека будет любовь, он обязательно услышит стук Господа в свою дверь. И откроет, и будет вечерять с Господом. А Господь непременно в трудную минуту спасёт того, кто делил с Ним кров и хлеб. Никто из пришедших к Нему не погибнет, и каждого Своего убережёт Господь от неприязни мира. В это надо верить. Ведь Господь об этом сказал Сам. Богу нужно доверять. И по вере нашей – будет нам! А где не хватает сил верить – воскликнем искренне: «Господи, помоги моему неверию!» И помощь от Господа обязательно придёт.