«12» или учение двенадцати апостолов.

Dорогие друзья! Давайте обратим свой взор к одному из древнейших и прекраснейших памятников древне-церковной письменности.
Сегодня, когда люди вновь обращают свой взор к христианскому наследию, необходимо правильно выстроить приоритеты и разобраться в основах христианского вероучения. Это нам нужно, прежде всего, для того, чтобы лучше усвоить фундаментальные законы бытия в этом, столь сложном мире. Как и в древние времена, еще на заре христианства появлялись лжеучителя, так и в наши дни мы наблюдаем подобное. В наше время появилось много сектантских и раскольничьих движений, которые предлагают «истину», и многие люди прибывают порой в растерянности, кто прав? и у кого истина? И мы, верующие православные люди, должны уметь дать отчет о своей вере вопрошающим – так говорит нам апостол Павел в одном из своих посланий.
Как говорится в одной из поговорок, все новое – это хорошо забытое старое. Мы знаем точно, что в эпоху Вселенских соборов Церковь ответила на все вопросы, касающиеся заблуждений и еретических учений. А все, что возникает сегодня под видом новизны, есть древние заблуждения. Подтверждением этому является история Церкви и учение святых отцов.
Так как же нам разобраться? Вопрос сложный и однозначно на него не ответить. Однако Ответы давно сформулированы в учении Церкви. А Церковь в свое время берет их из учения Христова Евангелия, апостольского наследия и святых отцов. Одним из таких древних текстов апостольского периода и является памятник «12» или «Учение двенадцати апостолов».
Если мы взглянем на этот текст, то заметим, что он совсем небольшой и состоит из 16-ти глав, но это условное деление текста. Текст выглядит, как единый ансамбль.
В первых трех главах идет раскрытие основных и наиглавнейших заповедей закона Божия о любви к Богу и ближним. Начинается это произведение с рассуждения о двух путях жизни и смерти. К примеру, говорится: «Есть два пути: один — жизни и один — смерти, но между обоими путями большое различие…» (глава 1).
Третья глава начинается с увещания, где автор говорит: «Чадо мое! Бегай всякого зла и всего подобного ему…» (глава3).
В четвертой главе идет увещание, т. е. наставление с уважением относиться к учителям, которые учат Христову учению, и предписывается с почтением и даже с почестями относиться к тем, кто проповедует о Господе.
В пятой главе идет рассуждение о противоположном пути, о пути смерти. Древний писатель говорит: «Путь же смерти таков. Прежде всего, он лукав и исполнен проклятия…» (Глава 5). Еще о смертном пути говорится, что на пути этом – убийства, прелюбодеяния, похоти, блуд, кражи, идолослужение, волшебства, отравления, хищничества, лжесвидетельства, лицемерия, двоедушие, коварство, высокомерие, злоба, самоуправство, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, надменность, тщеславие… Удаляйтесь, дети, от всех таковых. (Там же).
Также писатель осуждает лицемерие и учит следовать учению Господа Иисуса Христа о молитве и приводит текст молитвы Господней, т. е. «Отче наш».
Как известно с первых веков христианства, нет жизни без ЕВХАРИСТИИ, нет жизни без Хлеба Небесного для христиан! Нам, как и древним христианам, применимы требования регулярного причащения Тела и Крови Христовых. «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Глава 14).
Давайте рассмотрим вопрос о том, как должно благодарить Бога по принятии Святых Тайн: «Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за ведение, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!» (Глава 10). Как трогательны и просты слова благодарственной молитвы, и как полно и емко они вмещают в себя тот сокровенный смысл, Великого Таинства.
В 11 главе писатель наставляет с особым вниманием исследовать пришедших с проповедью и быть осторожными, чтобы под «шкурой ягненка» не оказался «хищный волк и не расхитил Христова «стада», и не ввел в заблуждения и погибель.
Ниже уточняется, как следует принимать пришедших, где говорится: «Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете (как поступить), ибо вы будете иметь разумение правого и ложного…» (глава12).
«Бодрствуйте относительно жизни вашей; светильники ваши да не будут погашены, и чресла ваши не препоясаны, но будьте готовыми, ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш придет» (Глава16). Это наставление, думается, сегодня самое актуальное, так как мы ныне расслаблены и не памятуем о том, что временны и дадим ответ Богу о нашей жизни.
Завершается данное произведение эсхатологическим итогом, святые получат благое воздаяние, и мир будет испытан огнем.
Чтобы полностью почувствовать и понять это произведение, стоит с чистым и благоговейным сердцем внимательно прочесть и постараться вслушаться в вечные и неотменимые слова Божиего учения.

Сергий Малышев

Руководитель миссионерского отдела Майкопской и Адыгейской епархии. Иерей