Пётр Иванович Краснопевцев. Так звали в миру сего великого подвижника. Он родился 24 августа 1793г. в семье бедного церковного причётника. Испытал очень много скорбей, связанных с бедностью семьи.
Стал монахом в Киево-Печерской Лавре. В воспоминаниях батюшка говорил: «Я вовсе не раздумывал о подвигах монашеских, о том, чтобы установить себе такое или другое правило, избрать такой или иной образ жизни. Я думал только о том, как бы молиться да молиться непрестанно, и трудиться, сколько есть сил».
Николай Лесков писал о том, что не видел он на свете лица добрее и мягче лица батюшки Парфения. Ему никто никогда не завидовал, но все относились к нему, как к Ангелу. Стал он духовником Киево-Печерской Лавры и самого митрополита Филарета.
Монахи рассказывали: один вор украл у батюшки тулуп. Монахи догнали стали отбирать. А отец Парфений прибежал и стал заступаться: мол, пустите, пустите его! Он же бедный! Он и в тулупе дрожит. Нам, дескать, хорошо сидеть в тепле, а каково бедному на морозе?
В 46 (по другим данным в 48) лет принял схиму. Переживал, что откажут: нет таких молодых схимонахов. Но ему не отказали. А схиму он понимал так: это стать молитвенником за весь мир, за каждого человека.
Решил батюшка уйти в затвор, чтобы не общаться с людьми. Но увидел во сне видение: страшный зверь бросился на него и растерзал бы на части, но спасли батюшку, отогнали от него зверя – люди, его духовные чада. И так это понял отец Парфений: не только священник спасает людей. Но и людьми сами священники спасаются. Через добрые дела только и спастись священнику. И не ушёл в затвор. Никому никогда не отказывал ни в беседе, ни в исповеди. А после исповедей – горько плакал: «Бедные, бедные люди!» Каждого жалел и о каждом молился. Наставлял духовных чад: «Будет только то, что определил Господь».
«У человека нечистого и страстного и вещи его заражены страстями; не прикасайтесь к ним, не употребляйте их».
«Не должно другим рассказывать о своих подвигах и молитвенном правиле. Хотя бы это было и не из тщеславия, но у тебя отнимется дар, который ты в себе обнаружил».
«Я на Богоматерь так надеюсь, яко на каменную гору!»
Отец Парфений так сильно любил Богородицу! Он и на славах в Псалтири добавлял Ангельское приветствие. И объяснял, что Матерь Божия – всем людям опора. А самый большой, драгоценный дар жизни – смерть. Ибо после смерти, покидая тело, душа воссияет как солнце.
Однажды старец 40 дней читал Евангелие за человека, который много потрудился ради отца Парфения, а теперь испытывал большие скорби. И приснился старцу Парфению сон: видит он поле, заросшее терниями, а с небес падает огонь и сжигает их. И услышал Голос: «Терние, покрывающие поле – грехи благотворившей тебе души; огонь попалявший его – Слово Божие, тобою за неё чтомое».
Батюшка всех желавших исповедовал, помогал советом, молитвой. Но при этом никогда не сокращал своего молитвенного правила. Так что на сон оставался иной раз один час в сутки. А правило было очень большое. Так он вычитывал по одному Евангелисту (одно Евангелие) вечером, потом «заутра» и полудня. Вычитывал книжно. А после полудня «изустно» (т.е. не по книге, а на память) вычитывал всю Псалтирь. Псалтирь он, как замечали монахи, читал, не прекращая даже во сне. «Обрадование чту 300 раз» — за сутки вычитывал двойное Богородичное правило. Пяточисленные молитвы. И ещё много других молитв, молясь непрестанно. В скорбное время советовал вычитывать Страстные Евангелия.
Литургию служил ежедневно: зимой в Лавре, а летом – в пустыни у митрополита Филарета. Литургическое служение было отцу Парфению самой сладкой отрадой.
Об одном скорбел и переживал отец Парфений: не было у него в его монашеской жизни никаких трудностей. Всё шло легко, радостно и спокойно день за днём. И как-то признался он в огорчении отцу Филарету: что же нет гонений и бед в его жизни? На что митрополит Филарет сказал ему: «На что тебе гонение? – ты сам себя гонишь! Кто пожелает жить твоею жизнью?»
Умер батюшка Парфений в Страстную Пятницу, которая в 1855 году совпала с Благовещеньем, оставив своим духовным чадам наставление: никогда не оставлять чтение Псалтири и Евангелия! Читать, сколько можно, сколько по силам, но ежедневно во всю жизнь. В том православному человеку спасение и заступление.