НИЛ СОРСКИЙ

Уроки веры №5 2013

Прежде чем говорить о значении духовного наследия Нила Сорского, нужно совершить, так сказать, экскурсию в историю, чтобы в полной мере понять значение его мыслей для современников и для нас – потомков.

Год рождения святого Нила Сорского точно неизвестен, обычно называют 1433. Мирское имя — Николай Андреевич Майков. К этому роду принадлежит и известный русский поэт Майков. Во всяком случае – сами Майковы ведут родословную отсюда. Николай Майков – принадлежал к боярскому сословию. Принял постриг в Кирилло – Белозерском монастыре. Несколько лет жил на горе Афон, изучал труды отцов-пустынников. Вернувшись на родную Русь, не стал селиться в монастыре, а построил себе келью на реке Соре. Он воздвиг там крест, ископал колодец, поставил часовню и келью. К нему постепенно присоединилось несколько братьев. И они основали скит. «Нашёл я благодатью Божией место по мыслям моим»…
Вообще монашеское житие делится на три вида:
1) Общежительное (обычные монастыри);
2) Отшельничество (полное уединение);
3) Скитничество (когда отдельно поселяются несколько человек монахов – от 2-3 до 10-12… Скитничество процветало на Афоне.
Нила Сорского называют завершителем «золотого века русской святости».
Чтобы понять значимость личности Нила Сорского (ещё раз повторю), надо представлять, что вообще происходило в русской церковной жизни. А кроме того, надо знать и основного оппонента Нила – Иосифа, которого считают родоначальником движения «иосифлян». Впрочем… бывает так в истории, что «родоначальник» имеет мало что общего со своими последователями. Но потому-то мудрые люди и предупреждают: прежде, чем давать людям ту или иную теорию, надо быть уверенным, что при её искажении (а оно будет непременно, никто из последователей не сможет в точности продолжать начатое дело) она не будет разрушительной и опасной. А так же нам нельзя забывать, что история полна тёмных мест. И потому делить на «чёрных – белых» и прочих – чревато отступлением от истины. Не будем говорить: Нил был хорошим, а Иосиф плохим. Или наоборот. Практика положительных и отрицательных героев себя не оправдала. Но всё же попытаемся наметить основные идеи этих двух идеологических противников.
О личности Иосифа Волоцкого. Иосиф был строг. Его монастырь отличался очень строгим уставом. Он был ревнителем чистоты православия и не терпел никаких ересей. Сам он мало питался, носил бедные одежды и вериги, выполнял много тяжёлого труда. Был хорошим хозяйственником. При нём монастырь процветал. Святой Иосиф мечтал о великой симфонии власти. Что это такое?
Симфония власти – византийская идея, очень полюбившаяся на Руси. Вообще историки считают Византию государством, где Симфония власти была воплощена самым благодатным образом. На Руси поначалу она дала так же удивительные результаты. Именно она способствовала созданию и процветанию Московского княжества. Симфония власти – это неслитное и нераздельное соединение церковной и государственной власти в пределах государства. Обе ветви власти не подчиняются друг другу, но взаимодействуют. Все сферы власти едины – исполнительная, судебная, законодательная. Какова основа этого единства? Как ни странно (философский парадокс): основой единства является разность двух властей. Живой человек живёт сразу в двух мирах: в мире Духа, поскольку без Духа не был бы жив, и в мире земном – поскольку жива плоть. Потому две власти должны заботиться о двух сторонах жизни государства: Церковь служит Божественному, а светская власть – организует земную жизнь сограждан. Это положение следует особо запомнить, чтобы уяснить потом ошибку, произошедшую в начале 16 века на Руси. Если не будет противопоставления, то Симфония власти принципиально невозможна. Согласие же двух противоположностей выражается в окормлении и правильном устроении человеческой жизни – как в духовных, так и в мирских нуждах. Какова же основная задача светской власти? Это также важнейшее положение: император должен бороться за чистоту православной веры. Итак, первая забота светской власти – поддержание православной веры. Потому византийские императоры созывали Соборы, окормляли их, боролись с ересью. Последнее слово оставалось за церковью, а не за императором.
Полагают, что Симфония власти – заветная мечта Иосифа. Он развивал идею концентрации больших богатств вокруг монастырей и затем — справедливое их распределение между людьми. Так ли это было в повседневной жизни – неизвестно, но достоверно известно, что во время голода Волоцкий монастырь, где игуменом был Иосиф, спас огромное количество людей. Игумен Иосиф велел кормить крестьян, подбирать голодных детей. Паёк собственной монастырской братии он урезал до предела, так что братия даже возроптала на него.
Но так было у Иосифа, может ещё в некоторых монастырях.. А какова была общая картина русской монастырской жизни? Очень плачевна. Век расцвета монастырской культуры уходил… Собор 1503 года сделал иосифлян самой ведущей группой в русской Церкви. И несмотря на то, что Иосиф Волоцкий всё же попал в опалу при Василии 3, искажённые идеи, получившие название «иосифлянство» продолжали процветать и особенно стали разрушительны в 18 веке. Именно они свели на «нет» авторитет чёрного и белого духовенства, загубили иконопись, духовную идею церковного зодчества и принесли ещё много-много бед и горя.
Дело в том, что монастыри превратились в крупные землевладельческие общества. Как ни странно, но этому способствовала совершенно естественная и необходимая идея поминания умерших. Именно поминовение умерших не раз приносило беду и раскол в церковь. Вспомним Афон! История с колевадами… В монастырь люди стали присылать много пожертвований для того, чтобы монахи поминали усопших родственников. Поминаний было так много, что монахи их не успевали вычитывать во время субботних панихид. А кроме того, суббота была единственным днём, когда монахи могли пойти на рынок и продать труды своих рук, чтобы купить пропитание. Потому, для «разгрузки» субботы, монахи перенесли часть панихид на воскресенье. Меж тем, служить панихиды и поминать за упокой на Литургии в воскресенье нельзя. Это совершенно искажает характер воскресной службы – Малой Пасхи. Часть монахов с подобным искажением устава не согласилась. Их в насмешку прозвали «колевадами» — от слово «коливо», поминальная кутья. Некоторые из колевадов были даже изгнаны, лишены сана, а некоторые сами ушли и поселились отдельно. Многие и до сих пор говорят: из-за чего было копья ломать? Неужто это так важно? Важно. Поскольку небесное заменено земной заботой. Житейское попечение – пропитание — возобладало над попечением духовным.
То же самое произошло и в России. Всё больше и больше людей хотели подать на поминание в монастыри. А чтобы записать на вечное поминовенье своих родственников, богатые люди стали вносить в монастыри очень большие пожертвования – в виде денег, дорогой церковной утвари, наделов земли с сёлами и крестьянами и так далее. Это, так называемый, вклад по душе. Ибо «даром священники ни обеден, ни панихид не служат»! Кроме того у многих богатых появилось желание после сладкой жизни в удовольствиях, за несколько минут до смерти принять монашеский постриг, чтобы разом покончить со всеми грехами и войти в небесную жизнь чистыми. А за это они так же вносили в монастырскую казну или монастырское землевладение большой вклад. Это называлось: вклады по пострижении. Кроме того, существовали Кормовые книги. Чтобы помянуть родственников, нужно было сделать для монастырской братии обед. Обеду следовало быть богатым, состоять из дорогих блюд, высоких по вкусовым качествам… В Кормовых книгах расписаны были дни, когда миряне кормят братию. Число таких дней могло доходить до полугода.
Что же было результатом? Вроде бы очень верная мысль о поминании усопших привела, увы, монастырскую жизнь к краху. Об этом скорбели и негодовали многие. Монахи обещали поститься, а после заупокойной святой службы идут сладко кормиться. К Сергию Радонежскому приходили без вкладов. И обещал им игумен земли Русской не сладкое житие, а спрашивал, готовы ли они «нести тугу и нужду», просил приготовиться не к «покою и безпечалью», а к посту, искушениям. Теперь же многие современники Иосифа спрашивали: если иноки обяжутся мирскими попечениями, чем будут отличаться от мирян? Как примерить монашеское землевладение с монашеским отречением? Монастыри стали богатейшими обществами, каждый член этих обществ давал обет нищеты. Мир превратил монастыри в «наёмные молельни», ломился туда, одержимый модой, а монастыри не слишком тому сопротивлялись. Поскольку иноки «никоея своея воли» не имели, каждый из них становился членом корпорации. В одной из рукописей 17 века есть наставление игуменам: ежели будете служить только за вклады – вы «не пастыри, а мздо-имцы». Владеть большими землями и спокойно жить — нельзя. Крестьяне работали и платили оброк. А когда и не могли заплатить. Многие родственники богатых усопших не соглашались с передачей земли монастырю… В жизнь монастырей вошла неизбежная мирская суета, судебные тяжбы, запутанные отношения со вкладчиками. Впоследствии это послужило поводом к расправе над монастырями (Пётр 1, Екатерина 2, которая просто отобрала у большинства монастырей землю в пользу государства и многие монастыри закрыла). Предвидя надвигающуюся беду, в монастырской среде появилась оппозиция. И первым, кто возражал против обмирщения церкви, был Нил Сорский.
Нил Сорский проповедовал аскезу нищеты, нестяжание. Но аскеза – это не самоцель, а лишь подготовка к новым ступеням духа. У Нила Сорского главным было внутреннее совершенствование инока. Он указывал много путей для этого. Но мы остановимся на общих положениях – остальное есть удел монашествующих. Святой просил братию принимать милостыню лишь в крайней нужде. В своём скитском храме не разрешал иметь дорогие украшения, ценные богослужебные сосуды (последние были деревянными: «Нам сосуды златы и сребряны и самыя священныя не подобает имети»). А священники облачались в ризы из самых простых тканей. Всё, что приносилось в скит – тут же раздавалось людям. Монах должен кормиться «от праведных трудов своего рукоделия». Последователи святого Нила говорили, что «нелепо чудитися делу рук человеческих», т.е. в храме ничего не должно отвлекать от молитвы. Храм должен ориентировать на Небо, а не на земные ценности и творения человеческих рук типа колонн, резьбы, украшений…Святой Нил был категорически против землевладения: «чернецам надо жить по пустыням, кормиться рукоделием, а не владеть сёлами». Перед светскими искушениями устоять трудно, и монахи легко соблазняются, развращаются богатством, роскошью.
По-разному подходили Нил и Иосиф и к другим проблемам. Тогда шла борьба с ересью жидовствующих, которые исповедовали многое из иудаизма и не считали Христа Мессией. Иосиф высказался категорично: еретиков казнить. Нил предпочёл иное: нужно исключить влияние жидовствующих, но казнить их нельзя – не может христианин требовать смертной казни. Следующее расхождение: о роли личности. Иосиф был убеждён, что монастырь должен полностью нивелировать личность инока, ибо: «Личное мнение – мать всех пороков». А упражнения в духовной аскезе и духовное самосовершенствование неизбежно будет вести инока к личному мнению. Нил же считал, что человеческая лич-ность – свободна, уникальна. Свобода входит в Божий промысел о людях. И посягать на свободу личности – грешно. Каждый человек имеет право на свой внутренний духовный мир и у каждого свой путь к Богу. В то время, как Иосиф мечтал о симфонии власти, Нил полагал сие затеей, которая в данной исторической обстановке не может быть полезной. И потому чернецам лучше придерживаться невмешательства в государственные дела. Внешняя показная молитвенность, не соответствующая внутреннему духовному настрою, приведёт к тщеславию, — считал Нил. Инок должен вести постоянную духовную жизнь и она, как правило, скрыта от чужих глаз.
Обратим внимание, что духовные наставления как Нила Сорского, так и Иосифа Волоцкого могут при определённых условиях спасать, а могут порождать (используя советскую терминологию) перегибы. Но всё же в той ситуации, какая сложилась в России в монастырской церковной жизни в начале 16 века, спасительной видится именно точка зрения Нила Сорского. Нет ничего страшнее как для Матери Церкви, так и для светского государства, нежели обмирщение духовенства. Обмирщение церкви приведёт рано или поздно к той ситуации, когда священство будет отбираться для Церкви по принципу: даже если я буду иметь для себя лишь страдания и земную мученическую кончину, я всё равно стану священником или монахом. Но такие ситуации – всегда катастрофа не только для Церкви, но и (особенно) для государства и мирян. Лучше памятовать о наставлениях и предостережениях святого Нила, нежели навлечь на людей бездну бед.