Соль земли

Уроки веры №3 2021

Как относятся к православным в современной России? Не всегда хорошо. Воспринимают верующих, как людей дремучих, далеких от науки… и вообще неудачников. Православный, дескать, — это человек, далекий от научного подхода к жизни, денно и нощно стоящий на коленях и бьющий лоб об пол.
Но так ли это? Возможно, есть такие современные православные, которые думают, что невежество и темная одежда – это и есть основа православия, но это мнение не верное. Давайте посмотрим на православных людей разных эпох. Начнём, пожалуй, с Василия Великого – одного из создателей Литургийного текста. Семь высших образований. Считал, что мирское образование должно быть у каждого человека. И с помощью образования человек служит Богу и людям. Он и сам так служил – в больнице. Не простой больнице – в лепрозории. О нём сказано так: «…Это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы»» (Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий).
Семья Василия Великого поистине уникальна. Посмотрите на икону вверху, где изображена… семья святителя!
Обращаясь к современникам, Василий Великий пояснял, почему не нужно отвращаться от того, чего достигла языческая наука: «Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.» (Святитель Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).
Григорий Богослов. Философ, риторик, математик, астроном, поэт… Учился вместе с Василием Великим в Афинской Академии. Она считалась лучшим учебным заведением империи. Как он относился к земной жизни? Так же, как и его родители: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную Веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. В женском образе нося мужественное сердце, она для того только касается земли и заботится о мире, чтобы всё, и даже саму здешнюю жизнь, преселить в жизнь небесную… А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево, и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошёл я». (Григорий Богослов. Стихотворения. Стихи о самом себе)
Заботиться о мире так, чтобы даже саму здешнюю жизнь переселить в небесную! Задумаемся над сими глубокими строками. Разве достаточно в нашей жизни “православной внешности”, чтобы посчитать за это нас годными для переселения в Небо? Григорий Богослов был вымолен матерью. Она молилась о рождении ребёнка и пообещала отдать его Богу.



Она скорей, бывало, скроет явное,
Чем ради славы тайным чем похвалится;
Страх божий – лучший духовник, не правда ли?
Так вот, она рожденье сына чаяла
В семье своей, что и для всех естественно.
Просила Бога, чтобы дал желанное,
Пообещав в молитвенном усердии
Вернуть дитя, что будет ей даровано,
И предварила чаяньем свершение.
Молитву не оставил Бог без отклика.

Но… не заточила в монастырь с пелён, а заставила учиться до 30 лет!
Святитель Иоанн Златоуст… Его мать старалась изо всех сил дать своему сыну самое лучшее образование по тому времени. Она отправила сына учиться к одному из лучших риториков того времени — …язычнику Ливанию! Когда Ливания спросили, кто его лучший ученик, он ответил, что, конечно, Иоанн. Но его «похитило» христианство. Юноша впитал в себя все премудрости, но не отказался от веры.
Перенесёмся поближе к нашему времени… Святитель Николай Сербский. За его плечами Старокатолический богословский институт в Берне и защита докторской диссертации, затем Оксфорд и ещё одна докторская по философии. Затем Санкт-Петербуржская Духовная Академия в России.
О хирурге архиепископе Луке Войно-Ясенецком и вовсе нет нужды говорить. Его имя и научные труды известны всем.
А вот о матушке Игнатии, Пузик Валентине Ильиничне, известно мало. А это выдающаяся советская учёная в области фтизиатрии, профессор, православный гимнограф и схимонахиня. В 1940 году защитила докторскую диссертацию, а в 1947 получила звание профессора. Ею написано более 200 медицинских работ. Имела орден Трудового Красного Знамени и девять медалей. И это при том, что в 1928 году она постриглась в рясофор, а в 1937 году в мантию! А вот её труды по гимнографии — часть созданных ею Служб вошли в богослужебный обиход Русской Православной Церкви: святителю Игнатию Брянчанинову, патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, преподобному Герману Зосимовскому, преподобному Зосиме (Верховскому), Соборам Белорусских, Смоленских, Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери.
Умерла матушка на 102 году жизни в 2004 году.
Несомненно, и сейчас есть верующие люди, отличающиеся обширным образованием, ведущие научную деятельность. Но речь идёт не об отдельных личностях, а об общей массе православных людей. Почему-то всё чаще в приоритете мысли такие: важно верить, а всё остальное – не нужно. Нужно просто жить честно, иметь семью, детей. И этого достаточно. Пусть будет трудно… но как-то выживем! Это вывражение прочно вошло в нашу лексику: нужно выживать! Но почему не жить, жить полноценно и ярко? А если не так, то как тогда оправдать название: вы – соль земли? Тому, кто имеет профессию, легче служить людям, ближнему. А без этого служения людям как нам войти в Царствие Небесное?
Странно, что у нас, православных, сознание иной раз разворачивается в сторону «эго»: монах для чего стал монахом? Чтобы спастись! А святые отцы говорили, что монах служит людям… чтобы люди спаслись через его труды и молитвы. То же касается и мирских людей. Без служения ближнему самому спастись очень трудно, а может, и невозможно вовсе.
А теперь вновь перечитаем удивительные Евангельские строки. Евангелие от Матфея, глава 5. Стих 13: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание ЛЮДЯМ».
Несолёную соль попирают люди. И об этом сказал Христос. Несолёная соль – это мы, увлёкшиеся внешней атрибутикой, обрядовостью, темнотой и невежеством. За обрядовость и пристрастие к «воскрилиям риз» стыдил Господь фарисеев. Мы не увеличиваем «воскрилия», но принимаем «постный вид» — немодная убогая одежда, уродливые чёботы на ноги, смотанные в узел волосы. Смеяться нельзя, телевизор смотреть грех, в театр ходить Боже упаси… Учиться необязательно. А девочкам — и вовсе. Родить дитя они и без университета могут. Но разве из этого только состоит внутренняя жизнь православного человека? Во всём, естественно, нужна мера и ограничение. Но не в этом соль православия. Та же глава, 14 -16: «Вы – свет мира…Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Обратите внимание: сказано «вашего Отца»… То есть неверующие люди считают Бога не своим Отцом, а чужим, но благодарят Его за доброту Его детей! Вот он, идеал православия: неверующие захотят возблагодарить Господа за то, что есть в миру Его удивительные дети!
Там же, 20: «…если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное». Вот ведь как… Здесь ясно сказано, что спасёт нас не обрядовость… и даже не соблюдение догматов! Наша праведность не должна строиться по образу и подобию фарисейской, когда на словах одно, а на деле другое, когда мёртвая буква закона, жёсткое осуждение близкого, превозношение: мы – правильные!.. — ставится превыше всего. Или напротив, видим свою праведность в том, чтобы сбежать в горы и леса, оставив мир погибать в нечистоте, без света веры.
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный…», — это то, что ждёт от нас Господь.