Обрядоверие или вера

Вспомним удивительные евангельские строки: разговор Бога с Фотиной Самарянкой. Даже апостолам Христос не говорил вот так просто и прямо: Я – Бог. Но почему именно Фотине, можно сказать, даром досталось величайшее Богооткровение?
О Фотине говорят, что она была блудница. Впрочем, Евангельские строки не дают права в полной мере утверждать это. Евреи спрашивали Христа: кому будет жена, если семеро братьев имели её? То есть, то , что Фотина имела пять мужей, ещё не говорит о её греховности. Вполне возможно, что так сложилась её судьба в силу иудейской традиции. А последний, шестой, — не муж. Но, вполне возможно, искренне любимый человек, с которым она, наконец-то, обрела счастье.
Осуждали её земляки за неразрешённый брак? Скорее всего, да. Потому и ходила за водой Фотина в самую жару да зной, чтобы не встречать людей. Сделала ли такая жизнь её озлобленной и нелюдимой? Вовсе нет. Она охотно вступает в разговор с незнакомцем в иудейской одежде .
Удивительно, что Фотина не лжёт, не оправдывается, не отпирается: когда Христос говорит ей, что она имела пять мужей, а последний ей не муж, она лишь констатировала факт: вижу, что Ты – святой.
И вот именно ей достаётся откровение: Христос – Бог. Почему так? И почему вообще Господь ждал её у колодца – женщину, которая осмелилась нарушить закон и обычай?
В разговоре Фотина спрашивает Христа о том, как правильно верить и где правильнее молиться. Удивительно, но это, по-видимому, и раньше занимало её ум. Встретив Господа, она решила узнать, кто же прав: иудеи, выбравшие для молитвы Иерусалим, или одноплеменники-самаряне, поклонявшиеся Богу на горе Гаризим?
Фотину не удовлетворяло обрядоверие. А других оно устраивало. Люди видели, что самарянская и иудейская традиция враждуют друг с другом. Но каждый предпочитал молиться так, как молились его предки – по обряду. Обряд нужно исполнять. Но обычно обряд исполняется чисто внешне, для проформы. Люди, склонные к обрядоверию, очень ратуют за точнейшее соблюдение внешних сторон обряда. При этом их душа отстоит от Бога далеко. Они не живут в Духе, не живут по Божьим заповедям. Гробы повапленные.
Надо сказать, что самаряне не так злостно относились к тем, кто не хотел подчиняться обряду. Ведь иудеи-ортодоксы уже давно бы побили Фотину камнями до смерти.
Фотину обрядоверие не устраивало. Если все молятся по-разному, то истина либо на одной какой-то стороне, либо вовсе и не там, и не там. Значит, нужно искать истину, чтобы жить не по пустому обряду, а по правде.
Вот эту живую струну души, эту жажду веры Спаситель и увидел в Фотине. И потому стал поджидать её у колодца. Обрядоверие пусто, потому что не затрагивает дух человека. Но ведь человек сам должен стремиться к истине!
Что же Фотина, узнав, что Христос – Мессия? Она больше ни на миг не задержалась у колодца. Ей уже ничего не было нужно, ибо она узнала главное – истину! Она оставила свой сосуд с водой, потому что её нужда – принести воду домой — уже не виделась ей столь важной. И та, которая избегала встречи с земляками, теперь решительно, отважно побежала к ним, всех поднимая своей проповедью! Ведь она узнала правду! Эту правду нужно как можно быстрее донести до людей! Очевидно, слова её были так искренни, так жарки и чисты, что люди поверили ей и пошли навстречу Христу. Какая же сила и искренность должны быть в проповеди Фотины, чтобы поднять всех в этот жаркий час!
Самаряне долго говорили со Христом. А потом они, конечно, решили уязвить Фотину своим превосходством: уверовали и мы; но не потому, что ты, грешная, нам сказала, а потому что мы сами увидели и сами слушали Христа. Обиделась ли Фотина? Похоже, что нет. Её окрыляла радость: Мессия здесь! Он пришёл! И что по сравнению с этим «шпильки» от людей? Она просто не обратила на них внимания; она пила живую воду радости.
Раз узнав правду, Фотина уже никогда не отступила от неё. И проповедовала до последнего часа — когда озлобленные язычники содрали с мученицы кожу и бросили в колодец. Колодец стал началом её пути и концом. Жалела ли она о том, что повстречала у колодца некогда Бога? Конечно, нет. Такие сердца, как у Фатины, не могут жить без правды. Они могут плутать и грешить, пока не нашли истину. Но найдя её однажды, они становятся пламенными проводниками этой истины и готовы ради неё отдать всю свою кровь до капли.
И потом, Фотина ведь уже знала, что уходит не в никуда, а в светлую вечность, туда, где увидит вновь Христа.
Заглянем и мы, как в колодец, в своё сердце: что там? Что в нашем сердце и в нашем уме: обрядоверие или вера живая? Да, мы слабы и, наверно, не сможем вот так, как святая Фотина, пострадать за Христа. Но всё же… что для нас вера и церковь? Обряд или великое откровение? Для чего мы ходим в храм в воскресенье? От того, что так положено: в воскресенье надо быть по обряду в храме, — или же нам дорог живой Христос, с которым мы можем соединиться в этот дивный день – воскресенье? В каждое воскресенье, если мы, конечно, не просто стоим столбиком в храме, а причащаемся Святых Таин, мы воскресаем со Христом. Воскресенье – день и нашего воскресенья. В этот особый, торжественный день, мы принимаем в себя вечность, мы принимаем в себя Бога! Как велик этот день недели! И Господь даровал нам каждую неделю вкусить Его пречистой Плоти и Его Пречистой Крови!
Думается, что если бы мы осознавали величие сего дня, то мы бы не задавали неуместных вопросов: а можно ли поработать в воскресенье? Или вовсе пропустить службу? Перед нами не стояла бы дилемма: дача или церковь? А раз мы мечемся: отоспаться или пойти в храм? – значит, мы просто следуем обряду. А обряд – его можно когда-то нарушить, не исполнить. Так же, если мы и приходим в храм, но стоим на Литургии, вовсе не ревнуя причащаться чаще – мы пришли по обряду и традиции. Говорим, что пришли помолиться в храме. А зачем, спрашивается?! Ведь молиться можно и дома! Молиться можно везде.
Да, поскольку Господь вездесущ, мы можем Ему молиться везде. Для этого не обязательно идти в храм. Даже Литургия может совершиться в любом благочестивом доме. По преданию на Соловках узники совершали Литургию на лесной поляне, кладя антиминс на пень или на грудь одного из священников, который служил вместо престола. Но всё же, большей частью, Литургию совершают в храмах или храмах-часовнях. Ведь встреча с Богом – такое дивное событие, что прилично для этого выделить особое место. И в самом храме есть святое место…В старые советские времена наши добрые бабулечки особо отмечали место встречи с Богом: они не разрешали пройти просто так между амвоном и центральным аналоем. Везде ходи, а вот тут – ни в коем разе. Можно ли там ходить? Да можно, конечно, но не нужно. А почему не нужно? Это великое место. Это – как колодец Иакова, у которого Фотина повстречала Бога, это как земля возле неопалимой купины, где должно «снять обувь» ради уважения к святому месту. Потому не надо там ходить просто так. На этом месте мы принимаем в себя Христа.
Наши старые бабушки очень радели о вере, хотя не имели печатных книжек. Веру они познали в детстве или даже во младенчестве. Ведь они были какого-нибудь 1905 года рождения … или 1917…. Они ещё детьми увидели Бога, повстречали его, как Фотина. И уже никогда не отреклись и пронесли веру живую, необрядовую, через все лихолетья атеистических годов.
Верующие скульпторы, вам не думается, что пора бы поставить памятник … бабушке – в платочке, с крестиком на простой верёвочке? Они, эти бабашки, как святая Фотина, передали нам сосуд воды живой. Так берегите , люди добрые, его!