Кто эти прекрасные девушки, в которых столько вдохновения, благородства, ума, красоты, женственности? Это дочери Карла Маркса: Женни, Лаура, Элеонора.
Казалось бы, девушкам с такой красотой, судьба должна улыбаться. Однако жизнь у них сложилась более чем сурово. Старшая, Женни, мать шестерых детей, умерла от рака, прожив всего 38 лет. Двое из её детей умерли во младенчестве. Средняя, Лаура, родила троих детей, все умерли во младенчестве. Больше детей не было. В 66 лет покончила жизнь самоубийством вместе с мужем. Основание для такого рокового шага – подбирается старость, человек слабеет, чтобы не быть обузой, нужно уйти из жизни. От старого человека нет пользы. А детей нет — некому ухаживать.
Младшая, Элеонора, вообще не родившая ни одного ребёнка, покончила с собой в 43 года, будучи в совершенном духовном измождении – любимый мужчина издевался над нею всю жизнь. Она служила ему верой и правдой, жила в нищете. И наконец, не выдержав мучений, наложила на себя руки.
Каков печальный итог семьи Маркс! Но почему так? Можно, конечно, просто обвинить самих дочерей революционера. Можно сказать, что они расплатились за грехи отца…
Но вот ещё один исторический пример: Пётр 1. Имел 10, по другим данным 11 детей. Все они умерли, не дожив до 10 лет, кроме Алексея, Анны и Елизаветы. Алексей был умерщвлён в тюрьме; Анна умерла в 20 лет, оставив сиротой сына; «дщерь Петрова» Елисавета не состояла в официальном браке и не имела потомства (вообще не имела или имела незаконнорождённых детей – разобраться в истинности сложно).
Пётр 1 был, казалось, верующим человеком. Но в то же время, именно он глумился над церковью, отверг патриаршество и ввёл синодальную власть, разрушил церковные традиции, кощунствовал над Евангелием, церковными таинствами во время своих потех…
В чём дело? Почему такие страшные судьбы не у самих грешных людей, но у их потомков? Господь карает нечестивцев? Думается, что дело много глубже.
Почему церковь очень отрицательно относится к мечтаниям? Мечта – она всегда у людей прекрасна. Никто не мечтает о плохом. А вот реальность, увы, чаще всего, от мечты отличается. И почти всегда – в худшую сторону.
Мечтать можно о разном… О безоблачной семейной жизни…дескать, совет да любовь. А в действительности – постоянные обиды от мужа или жены.
Мечтать можно о счастливом материнстве и отцовстве… Но вот родился больной ребёнок… или дети доросли до подросткового возраста и возненавидели родителей, перестали слушаться…
Мечтать можно о монашестве: приму постриг и буду в сладчайшем общении с Богом… А на деле столько искушений, столько камней преткновения в монастырской жизни…
В своём воображении мы то, что нам нравится, рисуем самыми светлыми красками. А о плохом стараемся не задумываться. В наших мечтах оно нас обойдёт! А в реальности?
А задумывались ли вы над известной Евангельской притчей о том, как Господь разрешил войти бесам в стадо свиное? Для чего Он это сделал? И почему в Евангелии сказано, что жители испугались и попросили Христа покинуть их?
Обычно объясняют так: местные жители пожадничали и пожалели о своих свиньях: не пожалели бесноватого и не порадовались о его исцелении, а вот о свиньях стали скорбеть… дескать, потерпели убыток.
Но есть и другое толкование. Бесноватый человек (двое, но один был более «вменяемым»), хоть и был одержим бесами, но он всё же – человек… дитя Бога. И Господь старался ему помочь. Человек всегда охраняем свыше. Потому бесы не могли показать всю свою разрушительную мощь. Люди жили рядом с бесноватыми, рядом с бесами и не особо задумывались над бесовской силой и страшной их жаждой всё разрушить и привести к погибели. Потому у них была возможность помечтать: можно жить и без Бога. А бесноватый… Ну, он же один такой. Двое, максимум. А меня это не коснётся!
И вот Иисус Христос разрешает бесам войти в свиней — тварь, куда менее защищённую, нежели человек, чтобы показать людям: к чему приведут их духи нечистые, если люди не задумаются о своей душе. На глазах у пришедших в ужас пастухов бесы низринули целое стало свиное в воду и потопили животных. Цель у духов нечистых только одна – уничтожить, отобрать жизнь, разрушить, убить. И они всегда стремятся к этой цели — пресечь жизнь, прекратить род человеческий. Едва бесы вошли в стадо, они немедленно проявили всю свою разрушающую мощь.
Вынесли люди урок? Нет! Они предпочли убежать от реальности, от правды, от истины. Просто попросили Христа уйти, чтобы Он не показывал им жуткие картины разрушительной воли и силы демонов. А может, нас духи преисподней не тронут? И всё будет тихо и мирно?.. Они отказались вынести урок из произошедшего на их глазах, предпочитая реальности сладкую мечту: всё у нас обойдётся и будет хорошо. Ведь до сих пор бесы поразили не всех, а одного-двух… Может, они просто грешнее и хуже нас и заслужили такую судьбу? Как и мы сейчас рассуждаем: конечно, риск велик, но… Пронеси Господи!
Так мы идём по жизни, не вполне отдавая себе отчёт в происходящих событиях. Мы думаем, что нас обойдут несчастья. А смерть… Ну, “земля пухом”! Вот и все наши размышления о смерти!
При жизни мы мечтаем, живём, не боимся Бога, потому что мы думаем: нас это не коснётся. И бывает так, что нас это действительно при жизни не коснётся. Ну, а посмертная жизнь в наших мечтах… она всегда лучше земной жизни! Только вот достанется ли нам это лучшее? Или нас не ждут наверху? Заранее знать свою посмертную участь мы не можем. Но задумаемся над очевидным: вся разрушительная бесовская сила выплеснется на наших детей и внуков. И это уже будет зримо (нашу посмертную жизнь люди увидеть не могут), явно, безжалостно.
Бесы покидают старого владельца и с сокрушающей силой набрасываются на его потомство – даже если оно невинно. Бесам всё равно. Главное: старший подопечный впустил их в жизнь — свою и жизнь семьи, жизнь рода. И они прокатываются по следующим поколениям тяжёлым катком. Ведь с каждым поколением слабеет дух жизни в нечестивой семье, и потомки становятся всё более лёгкой добычей для нечисти. Даже если кто-то из потомков попытается сопротивляться — им будет не легко скинуть иго бесовское со своего безжизненного, обескровленного рода.
Беда современной православной жизни — двойной стандарт. В церковь прихожу — я благообразен. Дома и на работе с подчинёнными я могу себе позволить быть иным. Апостольская общинная жизнь в православных приходах напрочь оставлена. Богатые прихожане в лучшем случае помогут церкви или батюшке, но никак не «бедной вдове». Отдать плату наёмнику до захода солнца? Для многих наших православных предпринимателей сии слова не значат ровным счётом ничего. Возможно, Господь их сказал только для древних евреев!
А моральная жизнь наших семей, подростков? Многие, не то что родители, а даже священники говорят: не венчайтесь сразу! Попробуйте пожить. А то вдруг разбежитесь! Развод — обычное дело.
Мы смотрим на исповедь по греховной пословице: не согрешишь — не покаешься! Мы не выдавливаем из себя грех, а просто совершаем его и потом признаёмся. Поэтому нет надлежащей жизни в духе. Мы не ставим пред собою задачу: или я принимаю церковную жизнь и стараюсь насколько можно не грешить, кропотливо работая над своим внутренним человеком, или честно говорю, что мне с церковью не по пути. Но нет, увы… Мы говорим, что мы — православные христиане. А основание для таких слов — всего лишь носимый крестик или воскресные хождения в храм по обряду и не больше. А иногда нет даже этого! Раз в год на Пасху пришли посвятить куличи — вот и вся «жизнь в духе».
Мало что осталось в нас от истинного православия. Потому бесы, вполне поживившись на нашей жизни, приводят с собою ещё злейших семь, чтобы исковеркать судьбы наших детей и внуков. И вот род вымер или едва теплится. Но не вынеся никакого урока, мы сами или наши дети скажут: молиться без толку, Бог неумолим. И попросим Господа, как жители гадаринские, уйти из нашей жизни: мол, нам с Тобой тяжело.
Происхождение греха бывает разное. Есть грехи, которые имеют начало в нас — нам выгодно или сладко их совершать. То есть, мы, не задумываясь о вечной жизни, желаем получить сиюминутную выгоду. Блуд, чревоугодие, неправедное приобретение — что-то унёс с работы, в магазине продавец неверно взвесила… Это грехи человеческие. Их, конечно, бесы разжигают всё больше… Но в них есть хоть какой-то, пусть греховный, но смысл, и выгода, пусть сиюминутная, для человека.
Однако есть другой род греха — это грех в чистом виде. Именно к нему сладострастно гонят людей бесы. Что это за грех в чистом, голом виде? Это грех, который мы совершаем только себе во вред, вообще не имея никакой выгоды для себя даже на мгновение. Такой голый грех абсолютно бессмыслен. Человек, согрешивший голым грехом по наущению бесов, напоминает умалишённого: он действительно безо всякого разума, на потеху бесам совершает грех абсурда. И как веселятся нечистые духи! Ведь человек — существо разумное. А тут нас лишают ума… Не зря святые говорят, что бесы седлают людей и ездят на людях, как на животных, лишая разумного человека всякого признака разума, достоинства, чести. Пример подобного греха приводит Иоанн Лествичник. Один монах страдал от греха гневливости. Он решил уйти в пустыню, чтобы не грешить: нет людей — не на кого злиться. Однако в пустыне бес так напал на него, что несчастный безумно разгневался на… собственную кружку. И так хватил ни в чём неповинную вещь о камень, что разбил её. А ведь до этого момента постыдной катастрофы человек мечтал: меня раздражают люди; вот уйду в пустыню и избавлюсь от греха гневливости! Мечты бесы обращают в прах…Гнев на неодушевлённые вещи — неприкрытое беснование. И мы в данной ситуации — безвольные рабы, лишь мечтающие с себя скинуть иго бесовское. А на деле — совершенно беспомощны.
Даже к иконам или требам мы относимся мечтательно. Освятили дом, приложились к чудотворной иконе — теперь всё должно идти, как по маслу. Отнюдь нет! всё остаётся, как прежде. Как ругались дома друг с другом, так и ругаемся. Вывод: не помогает это всё! Но ведь Бог помогает труженику. Если мы думаем, что после освящения нашего хозяйства работа будет чудесным образом совершаться, а после освящения дома ссоры дивным образом исчезнут — это пустые мечтания. Нужен наш личный труд. А освящение — для того, чтобы наши труды даром не пропадали! Какой бы ни была чудотворной икона, нужна наша жизнь в Духе Святом, а не упование, что Бог всё сделает за нас, как в сказке.
Наша вера была мечтой, а не реальной жизнью. И наша жизнь тоже стала мечтой: хотелось хорошего для себя и детей, хотелось счастья… Бог в нашем представлении — не больше Санта-Клауса: должен положить «в чулок» заветную игрушку. Но мечты не сбылись…
А кто-то и вовсе решил, что Бог ему не указ. И он, человек, есть полновластный хозяин своей собственной жизни! А то и чужой. Вот такие мечты…А потом — нет детей, или умерли, или с ними беда…Потому что к мечтателю хозяева пришли — бесы.
Иной раз человек отдаётся всецело идее. Ну, например, революция. Конечно, что плохого в том, чтобы люди жили на равных? Но при этом человек чаще всего подразумевает, что он сам со товарищи сможет изменить жизнь, как свою, так и огромного числа людей. Он отметает волю Божью, уповая всецело на свою собственную. А о воле бесовской он и знать не хочет. До поры до времени можно тешить себя мечтами. Но верующая Византия прожила более тысячи лет, а неверующий СССР — 70. Да и то по молитвам тайно сохранивших веру людей. Разница очевидна. А ведь не такие уж плохие были мечты о всеобщем равенстве и братстве! Только образец дан давно — апостольская община. И этот образец был попран и отвергнут.
Нам при жизни нужно помнить: если мы не посещаем храм, не молимся, не причащаемся, не живём церковной христианской жизнью, пребывая в своих розовых мечтах, если мы не исполняемся духовной жизни и не отвергаем грех, то мы обескровливаем свой род, лишаем его жизненной силы. И тогда нечисть ураганом пройдёт по судьбам наших детей и утопит их, отнимет у них жизнь вечную. Ради наших детей, внуков, последующих поколений мы не должны потакать бесам. Пусть всегда помнится притча о стаде свином – о том, что делает хоть с животными, хоть с людьми разрушающая бесовская сила. Да минует наших детей такая беда.