Музыка и розы

Музыка и розы воспринимаются, как нечто царственное, райское. Музыка полна тайны. Как она рождается в человеческой душе? Почему рай полон музыки, и ангелы, предстоящие у трона Всевышнего, поют? Кто ответит на этот вопрос из простых смертных? Мы не знаем сей тайны. Но дар музыки имеет и простой смертный человек. А розы… Мы их любим. Царственный цветок. Розарием называют чтение молитв по чёткам. Молитвы при этом могут читаться разные. Есть много вариантов чтения молитв по чёткам, как в православной, так и в католической церкви. А вот название сего цикла молитв напоминает нам о прекрасном цветке, который мы приносим в дар духовно Богородице или Господу. С музыкой и розами связаны икона Богородицы Гваделупская, иконы святой Цецилии (Кекилия, Чечилия) и многие другие. Но остановимся на этих двух.

Католическая церковь пыталась просветить народы Америки. Но индейцы не желали принимать христианство. Тяжело шло обращение индейцев-язычников. Бывало, что под давлением силы они принимали крещение. Но это мало что меняло в их жизни. Они по-прежнему оставались язычниками. И вот однажды в декабре 1531 года Хуан Диего, мексиканский индеец-крестьянин увидал близ Мехико Богородицу. Матерь Божия пообещала защиту. И указала место, где надлежит построить церковь. Индеец, потрясённый разговором с Девой Марией, рассказал всё епископу. Но епископ не поверил и потребовал знамения. Тогда Матерь Божия сказала, что даст знамение. Хуан Диего увидал куст великолепных роз. Матерь Божия велела сорвать их, завернуть в плащ и отнести епископу. Что индеец Хуан и исполнил.
Придя к епископу, он развернул плащ… И раздался всеобщий крик изу‌мления. На плаще было изображение Богородицы.
С тех пор началось массовое крещение индейцев без всякого принуждения. Америка считала Богородицу своей покровительницей. Гваделупская икона Богородицы была в каждом доме. Её часто окружали розы – живые (их свивали в венок вокруг иконы или клали рядом) или изображение царственного цветка вокруг иконы.
Несколько слов об иконе. Икона – загадка. Она имеет живые глаза, которые реагируют величиной зрачков на свет и темноту – как и у обычного человека. В сетчатке глаз сохраняются изображения людей. Особенно потрясла людей реконструкция изображения индейской семьи – отец, мать и дети.
Плащ индейца Хуана Диего был соткан из кактуса. Кактусовые волокна не могут прожить более полувека. А тут – почти в десять раз больше! На полотне иконы не присутствуют бактерии, грибки, микроорганизмы, пыль. Полотно имеет температуру 36,6 градусов. И слышно биение пульса – 115 ударов в минуту. Так стучит сердце младенца в утробе матери. Краски иконы не имеют земных аналогов. Образ нерукотворный.
Он хранится в базилике. День Гваделупской иконы Богородицы празднуют по всей Мексике. И непременно после церковной службы мексиканцы выходят на праздник с музыкой, песнями, танцами. Этой иконе молятся все, в том числе и мексиканские музыканты.
В 2014 году 12 декабря в день почитания Гваделупской иконы была исполнена для Матери Божьей и всех христиан знакомая каждому россиянину и, в то же время, неизвестная в России “Креольская месса”. Почему знакомая и в то же время неизвестная? Дело в том, что “Креольская месса” состоит из двух частей. Первая часть — собственно католическая месса, но на испанском языке. Она, в свою очередь делится на 5 частей. А вот вторая часть — кантата “Рождество Господне”. Она делится так же, в свою очередь, на несколько частей. Часть 10 — “Паломничество” или “Странники” по другому переводу. Эта часть известна абсолютна всем в России. В исполнении оркестра Поля Мариа музыка была использована в качестве музыкальной заставки перед телепрограммой “В мире животных”.
Конечно, душа содрогается, когда размышляешь о том, что духовная музыка предваряла передачу о животных. Неужели мы и впрямь… “мир животных”, если позволяем себе такое? Но — что было, то было. Впрочем, везде есть свой плюс. Если бы не передача — мы бы, возможно, вовсе не услышали эту музыку.
Немного о создателях мессы. “Креольская месса” была написана аргентинским композитором Ариэлем Рамиресом на слова поэта Феликса Луна. Ариэль Рамирес — выходец из учительской семьи. Сам он стал пианистом. После окончания второй мировой войны Ариэль Рамирес поехал в Германию, где Господь его свёл с монахинями. Встреча оказала такое сильное впечатление на музыканта, что он решил написать мессу. Но не простую. А на основе аргентинских народных мелодий, с использованием народных музыкальных инструментов. Почти 20 лет Рамирес ездил по всей Аргентине, записывал народные мелодии, песни, обрабатывал их, писал свою музыку… В результате кропотливейшего труда и родилась “Креольская месса” с её рождественской частью — “Рождество Господне”. Рассказывает нам “Рождество Господне” о периоде жизни Богородицы с Благовещения до бегства в Египет.
“Креольскую мессу», особенно её вторую часть “Рождество Господне” считают одним из самых значимых музыкальных произведений 20 века.
Партию фортепиано в день Гваделупской иконы Богородицы в 2014 году исполнял сын композитора Факундо Рамирес.
Мессу, как и отдельно “Рождество Христово”, опять же, как и отдельно часть 10 — “Паломничество” можно найти в интернете и послушать. Не откажите себе в этой духовной радости!
«Всё идут через горы, селенья,
поля…
Неизвестность тревожит: если
скоро рожать,
Не в дороге быть надо, а дома
лежать.
Где родишься, цветочек,
бессонный сверчок?
Всё сильнее во чреве стучит
кулачок.
Шли Иосиф с Марией дорогой
отцов
С Божьим Сыном, сокрытым
от всех мудрецов…»
(«Странники», автор художественного перевода неизвестен)

А вот и святая, которая покровительствует музыкантам и певцам – святая Чечилия, Цециля. Эта святая жила в Риме в третьем веке. Потому принадлежит, как западной, так и восточной церкви. Её всегда изображали с розами или другими цветами и музыкальными инструментами.

Цецилию принуждали поклониться языческим Богам. Мучили, три дня держали в раскалённой бане. Но Цецилия, очень любившая музыку и пение, оставалась жива и продолжала петь — славить Бога. Тогда палач пытался отрубить ей голову, но лишь смог изранить шею. Ещё три дня из катакомб, где лежала раненая Цецилия, доносилось пение, славящее Бога. В 1599 году нашли её святые мощи нетленными. Скульптор Стефано Мадерно изобразил святую Цецилию именно в той позе, в которой её и нашли.

Музыканты и певцы молятся святой Цецилии, так любившей при жизни музыку. Она играла на нескольких музыкальных инструментах и дивно пела. Несомненно, её голос и музыка славят Господа и в раю. Помогает нам святая Чечилия славить Бога и на земле. Кто знает, может, в музыке Царство Божие соединяется с Царством Небесным?!