Поглощающее море.

Уроки веры №1 2020

Мы все помним притчу… Святитель писал о Боге. Потом решил пройтись вдоль берега моря. И увидел странную картину: мальчик ладошками набирает воду из моря и переносит её в выкопанную ямку.
— Что ты делаешь? – спросил мальчика святитель.
— Пытаюсь перенести море в эту ямку.
— Но это же невозможно!
— Но ведь ты пишешь о Боге!

Бог непознаваем. Кроме того, мы говорим о трансцендентности Бога и имманентности. Термины кажутся сложнейшими. Но на самом деле всё просто. С Божественной сущностью мы встретиться и познать её не можем. Она для нас недоступна. Это и есть трансцендентность. А вот имманентность означает присутствие в чём-то. Бог присутствует в мире через энергии. Благодаря энергиям Бога, изливающимися в мир, мы можем приблизиться к Богу и постараться что-то понять.
И вот тут человека подстерегает опасность. Человек так устроен, что хочет знать объяснение всему. Там где не знает – выдумает. И наши рассуждения о Боге могут нас завести в тупик, когда мы рассуждаем не о том Боге, который есть, но о том, которого мы сами придумали. Это особенно горько, когда беда случается с человеком, верующим всей душою, всем сердцем. Так произошло с Оригеном.
В статье не будет говориться о работах Оригена – они все преданы анафеме. Анафеме преданы и те, кто будет их защищать. Однако многие богословы, христианские историки говорят о том, что в его работах много того, что с православием не расходится вовсе. Но мы не будем касаться столь серьёзной темы. Это не наша мера. Поговорим об Оригене, как о человеке. Потому что его личность этого стоит. Ориген Адамант родился приблизительно в 185 году в Александрии. Его отцом был святой мученик Леонид, под руководством которого Ориген изучал Священное писание.
Когда язычники бросили отца в темницу, Ориген старался поддержать в отце твёрдость духа и просил, чтобы папа не поменял мысли из-за детей, семьи. Отец Леонид Грамматик был замучен.
Ориген намеренно вёл монашеский образ жизни, жил в нищете, спал на голой земле.
С 217 года возглавил в Александрии христианскую школу. Был рукоположен в сан пресвитера.
Именно Оригену принадлежит введение таких понятий, как ипостась, Богочеловек, первое системное изложение идей христианства.
Но однажды язычники арестовали Оригена. Его мучили, насмехаясь, обрили наголо, а потом решили отдать на поругание эфиопу. Этого Ориген не мог понести и стал кричать, что лучше он принесёт жертву языческим богам. Однако обещание своё он сдерживал плохо. Он отказывался бросать ладан в жертвенный очаг. Тогда язычники насильно подтащили Оригена к жертвеннику, разжали ладонь, положили на неё ладан и потом сами сбросили с его ладони ладан в огонь.
Оригена отпустили. Однако христиане отнеслись к Оригену строго: его низвергли из церкви.
Ориген перенёс свою школу в Палестину – в Кессарию. Там ему сразу же предложили проповедовать, поскольку считали лучшим проповедником. Но Ориген посчитал себя недостойным для проповеди – отказался и горько заплакал. С ним заплакали и все присутствующие.
Оригену посчастливилось повстречать человека по имени Амвросий – богатый придворный, которого Ориген убедил присоединиться к церкви. Ориген поселился в Тире Феникийском и занялся главным трудом своей жизни. Он выполнил небывалую по объёму работу – составил Гексаплу. Он объединил, переписал шесть существующих на тот момент переводов Священного писания. Только представим себе, какой это был величайший труд! 28 лет жизни было отдано Священному наследию. А возможным стал этот труд благодаря Амвросию, который содержал на свои деньги Оригена, покупал бумагу, чернила, оплачивал труд помощников.
При императоре Деции начались новые гонения. Ориген был схвачен язычниками и брошен в тюрьму. Адаманта пытали. Он был стоек, как и имя его. Пытками его замучили до смерти. Умер Адамант Ориген в мире с церковью.
Прошли годы. Его книги стали влиять на последователей непредсказуемо. Ориген говорил, что высказывает во многом своё мнение, а не учение церкви. Там, где Ориген говорил, «может быть», его последователи говорил «так есть истинно». Начались споры, которым не видно было конца.
Беда была ещё в том, что ученики Оригена восстали против епископа Александрии Феофилла из-за его расточительности, деспотизма. Восставших монахов стали везде гнать. Они пошли искать приюта и помощи у Иоанна Златоуста.
Император Юстиниан принял решение: дабы сохранить единство, осудить Оригена за ересь. Так Ориген уже после смерти был осуждён, как еретик.
Несмотря на полное предание анафеме всего оригеновского наследия, к его трудам святые отцы всё же обращались. Так отцы-каппадокийцы из его высказываний составили свою Филокалию-Добротолюбие. Были приняты такие термины Оригена, как Богочеловек, ипостась, понятие, что Бог- совершен. А Григорий Неокессарийский, ученик Оригена, написал в память учителя Похвальное слово.
Скорбная судьба Оригена тревожила многих. Некоторые пытались восстановить доброе имя Оригена в церкви. Но это не удавалось. Как объяснил причину один из святых старцев, Ориген «зашёл в море и утонул в его глубине».
Какой урок следует из всего этого вынести? В мире есть то, что необъяснимо. И не нужно нам это пытаться непременно объяснить. Бог непознаваем. Мы познаём его в той мере, в какой Он позволяет нам. Человеку же невозможно до конца понять не только Бога, но и мир, сотворённый Богом. Что же теперь, ничего не изучать, ни над чем не задумываться? Нет, конечно! Человеческий ум не может не мыслить, не рассуждать. Но у всего есть предел, как и у познания мира видимого и невидимого. И это нужно смиренно принять.