«Дело молитвы есть первое дело в жизни христианской. Если в отношении к обычному порядку дел верно присловье: «Век живи, век учись», то тем более идет оно к молитве, действие которой не должно иметь перерыва и степени которой не имеют предела.
Древние святые отцы, приветствуя друг друга при свидании, обыкновенно спрашивали не о здоровье и не о чем-либо другом, а о молитве: как, дескать, идет или как действует молитва. Действие молитвы было у них признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – и тело живет; прекращается дыхание – прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет и жизни в духе.»
В нашем мире очень мало молитвы. Это не является исключением даже для большинства верующих: «не всякое совершение молитвы, или молитвословие, есть молитва. Стать перед иконой в церкви или дома и класть поклоны не есть еще молитва, а только принадлежность молитвы. Читать молитвы на память или по книжке или слушать читающего их – опять не молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения и возбуждение ее. Сама же молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу»…
Обычно людей упрекают в лени. Люди обижаются и говорят: мол, мы очень устаём, времени нет, молиться долго нет сил.
Увы, во многом это — правда. Многодетные матери, люди, проживающие в деревнях и небольших городках (где мизерные зарплаты и нужно держать большое приусадебное хозяйство, чтобы не умереть с голоду) в наше время перегружены так, что, порой, когда они начинают молиться, они просто засыпают от усталости. Из-за этого многие редко причащаются: нет сил и времени вычитать правило ко Причастию. Как же быть?
Ответы, необыкновенно мудрые, мы находим в советах Феофана Затворника.
Святитель подчёркивает, что молитвы церковные чётко обозначены и в них священник ничего не имеет права менять. У Литургии и Всенощной есть свой ход, который обязаны соблюдать.
Но вот что касается молитв келейных, для домашнего чтения – здесь очень большой выбор. У нас есть Псалтирь, Евангелие, утренние и вечерние молитвы, акафисты и каноны, очень много разных молитв в молитвословах… Так как же правильно составить своё правило?
Молитвенное правило должно быть рассчитано именно на тот момент, когда вы устали, больны, вам некогда… То есть оно должно быть небольшим. То, что хочется прочитать сверху – будет время и силы – не возбраняется! Но у вас должно хватить сил на своё правильце, когда вы усталы, больны, когда очень некогда.
Что же делать, если всё же и впрямь нет сил? Феофан Затворник говорит: отдохните, полежите или погуляйте по воздуху, наберитесь сил и прочитайте. Но если вы чувствуете, что сил не прибавилось – не надо бубнеть молитвы механически. От этого не будет толку!
Молитва нужна нам, потому что это разговор с Богом. То есть нам нужно поговорить с нашим Отцом. Когда вы полны сил – вы весело разговариваете со своими домочадцами. Но когда вам плохо – вы ласково просите извинения и ни с кем стараетесь не говорить. Вот тоже самое нужно сделать и с молитвой; Господь видит, что вы устали – скажите Ему, как Отцу, всего лишь несколько слов!
Феофан затворник предлагает иметь набор коротких молитовок. Это могут быть короткие фразы из Псалтири или из больших молитв, которые вам очень нравятся. Заучите их наизусть. Это может быть молитва Иисусова. Сосредоточьтесь и от всего сердца, с искренним чувством – помолитесь ими! И на сегодня – довольно!
Вообще, короткие молитовки – основа молитвы! Именно они, а не длинные многословия из книжек.
Как ни удивительно современному верующему, Феофан Затворник выше всего ставит молитву из ваших собственных слов: чувствуете, что пошла молитва своими словами – оставьте книгу: ведь с Богом вы должны говорить своими словами, а не чужими: « Припомните, как учатся, например, языкам. Сначала заучивают слова и обороты речи по книгам, но на этом не останавливаются, а стараются с помощью того доходить (и действительно доходят) до того, что сами, без пособия заученного, ведут правильно речь долгую на изучаемом языке. Так надо поступать и в деле молитвы. Мы навыкаем молиться по молитвенникам, то есть по готовым молитвам, переданным нам Господом и святыми отцами, преуспевшими в молитве, но на этом одном останавливаться не должно. Надо простираться далее и, навыкнув умом и сердцем обращаться к Богу со сторонней помощью, делать опыты и своего собственного возношения к Нему, доходить до того, чтобы душа сама, своею речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, сама открывала себя Ему и исповедовала, что такое есть в ней и чего ей желательно. Надобно и к этому приучить душу»…
Для людей с плохим зрением основу молитвы должно составлять правило из коротких, близких душе и сердцу, молитв и своих собственных слов.
И следует отдавать себе отчёт, что молитва — сердечный разговор с Богом, как с Отцом всего сущего. А значит, этот разговор должен содержать не только «дай». Кроме просьб и требований есть и другие слова — покаяние, благодарение, воздаяние хвалы… Одно «дай» не может называться молитвой.
Что есть молитва умная? Это когда мы представляем на молитве величие Бога, наше ничтожество пред ним, восхищаемся Его творением, благодарим от всего сердца за благодеяния… Мы умом осознаём: что говорим и кому говорим.
Если молитва не умная – то и вовсе не молился! Для чего нужно Богу наше бездумное чтение по печатной книжке?
Второй этап в молитве – молитва умно-сердечная: когда человек радуется на молитве, ждёт этих минут. Даже если устал – говорит коротенькие молитвочки с теплотою и упованием на Бога. А за умно-сердечной молитвой следует молитва сердечная — когда человек всею душою любит Бога и ему не нужно понуждать себя на молитву. Сердечная молитва имеет очень мало слов, а может быть и без слов. Человек погружается в безмолвие, в котором неслышно идёт особый разговор между Богом и молящимся. Монахи-исихасты в таком молитвенном безмолвии, в бессловесной молитве могут проводить часы, сутки, не ощущая ни потребности в пище, ни в отдыхе. Они находят укромные и прекрасные уголки природы, раскрывающие пред ними всю красоту и гармоничность Божьего творения, и без слов разговаривают с Богом.
Молитва может идти через труд, трудовая: это когда мы понуждаем себя к ней. А может быть саомодвижной — когда человек уже и не замечает, как течёт молитва.
Научиться молитве непросто и небыстрое это дело. Если вы прочитали огромное количество молитв по книге – это ещё не значит, что вы молились. Господу нужен не зачёт по технике чтения, а наше сердце. «Отчего это, скажете, сколько лет иные молятся по молитвенникам, а все еще не имеют молитвы в сердце? Думаю, между прочим, оттого, что только в ту пору несколько и напрягаются возноситься к Богу, когда совершают молитвенное правило, а потом, во все продолжение дня, о Боге и не вспомнят. Кончат, например, свои утренние молитвы и думают, что по отношению к Богу все уже и сделано; затем целый день дело за делом, забота за заботой, а о Боге ни слова, ни помину; разве уж к вечеру (да и то слава Богу) придет на мысль, что вот опять скоро надобно становиться на молитву. От этого происходит то, что если Господь и дает какое-либо доброе чувство утром, то его заглушает суета и многодеятельность дневная. Оттого и вечером не бывает охоты молиться: человек никак не совладает с собой, чтоб хоть немного умягчить свою душу, и молитва вообще худо спеется и зреет. Вот эту-то почти всеобщую неправость и надобно исправить, то есть надо сделать так, чтобы душа не тогда только обращалась к Богу, когда человек стоит на молитве, но в продолжение всего дня сколько можно непрерывно возносилась к Нему и пребывала с Ним.»
Если вас попросили домашние сделать какую-то работу – придётся отложить книгу в сторону. А вот молитву можно и не прерывать! Идёте в магазин за хлебом или картошкой – как вам пригодятся ваши коротенькие молитовочки, выученные на память. Беседуйте с Богом – это можно везде: в трамвае, на поле, на кухне… «Чтобы душа непрерывно возносилась к Богу и пребывала с Ним, нужно, первое, в продолжение всего дня как можно чаще взывать ко Господу краткими словами, смотря по нужде души и текущим делам. Например, начинаешь что – говори: «благослови, Господи»; кончаешь дело – говори: «слава Тебе, Господи!», да не языком только, но чувством сердца. Поднимется какая-нибудь страсть – говори: «спаси, Господи, погибаю»; находит тьма смутительных помышлений – взывай: «Изведи из темницы душу мою». Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним – моли: «настави мя, Господи, на путь» или: «Не даждь во смятение ноги моея». Грехи подавляют и влекут к отчаянию – взывай мытаревым гласом: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Так и во всяком случае. Или просто говори чаще: «Господи, помилуй; Владычица Богородица, помилуй мя; Ангел Божий, хранитель мой святый, защити мя», или взывай другим каким-либо словом молитвенным. Только старайся как можно чаще делать эти воззвания, домогаясь всячески, чтоб они исходили из сердца, как бы выжатые из него. Когда мы будем так делать, тогда у нас будут частые умные восхождения к Богу из сердца, частые обращения к Богу, частая молитва, а это учащение сообщит навык умного собеседования с Богом.»
Можно или нет сокращать молитвенное правило? У каждого святого своё мнение на этот счёт. Вы можете выбрать мнение святого отца, который вам близок по духу. Но вот совет Феофана Затворника: «Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя делать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте. У святого Епифания спрашивали: как нам править часы? Часы?! Для молитвы нет часов особых: она должна быть всечасна и всеминутна. У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, — вот что надо возгревать в сердце.
Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов, и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его.
(Вып. 2, стр. 78-79, п. 250)»Вера православная. Творения Феофана Затворника)
Если христианин не научился молиться – это беда. И беда эта скажется и при жизни, и после смерти, особенно. И нужно помнить: если вы уставшие, измученные, огорчённые помолились и не почувствовали после молитвы сил – молитва была неправильной. Истинная молитва в любом состоянии молящегося даст ему облегчение – утешит или придаст бодрости и сил. Значит… разговор с Богом состоялся. «Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе.» (Дышу православием. 50 советов Феофана Затворника)