О самом главном — о причащении и крещении.

Уроки веры №4 2019

1. Единожды совершена...

Нас же всех, причащающихся от единого Хлеба и Чаши, соедини друг с другом в причастие одного Святого Духа и сделай, чтобы ни один из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение. (ИЗ Литургии Василия Великого)

Сколько раз служилась на земле Литургия? Подавляющее большинство скажут: бессчётное число раз. И ошибутся. Литургия, Тайная вечеря совершилась всего один раз самим Спасителем и продолжается и поныне! Удивительно? Да! Тайная вечеря продолжается, а не повторяется. Почему? Потому что Едина Жертва, Един Иерей, который служит великую Литургию. Только подумайте: вы приходите в храм и попадаете на саму Тайную Вечерю! Нет времени, нет государственных границ, нет финансовых препятствий – никуда не надо ехать. Потому Литургия удивительна и уникальна. Это, можно сказать, та самая «машина времени», о которой мечтало человечество.
Литургии посвящён труд архиепископа Тихвинского Константина (Горянова), ректора Духовной Академии Санкт-Петербурга, а ныне митрополита Петрозаводского и Карельского «Богословские аспекты Таинства Евхаристии».
О чём молился Иисус накануне Крестной смерти? «Да будут все едино: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». (от Иоанна; 17, 21)
Молитва Господа о единстве верующих. Главное желание Христа – видеть всех людей едиными; увидеть, как люди преодолели ненавистную рознь, стали образом Святой Троицы. В одиночку невозможно стать образом Божьим. В одиночку и Литургию не служат.
Служит ли Литургию священник? И да, и нет. Батюшка лишь сослужит Верховному Иерею Христу Сыну Божьему и Духу Святому.
О каком Теле Христовом идёт речь? Задумывались ли вы о словах «Тело Христово»? Сколько у Христа тел? Одно! То самое, которое было избито, распято, которое потом восстановилось, воскресло, стало бессмертным, которое проходило беспрепятственно сквозь стены и переносилось в мгновение ока на большие расстояния… У Христа одно Тело. И мы принимаем это Тело; следовательно, оно становится и наши телом! А раз Тело Христа воскресло, то воскреснем и мы! И все те свойства, которые имело истинное Тело Богочеловека, имеем и мы.
Когда была замыслена Литургия? В последние дни Христа на земле? Вовсе нет. Литургия положена ещё прежде создания мира, о чём говорит апостол Пётр в Первом послании (1; 18-20). В Раю прообразом Евхаристии было вкушение плодов от Древа Жизни.
В Евангельских строках мы неоднократно видим образ Евхаристии – Господь насыщает хлебами, Господь кормит на берегу озера рыбой и хлебом, Господь является после Своей Смерти и каждый раз приобщает хлеба и чаши.
Принимая воскресшее и восстановленное Тело Спасителя и Его Кровь, мы каждый раз погружаемся в тайну Искупления.
Знаете ли вы, что тело и Кровь Христовы остаются такими навечно? Не нужно думать, что после Литургии Тело и Кровь Христовы, если они не преподаны людям, возвращаются в прежнее состояние хлеба и вина. Кровь и вода из прободенного ребра Спасителя до скончания века будут омывать грехи человечества и возводить людей жизнь вечную.
Можно ли обожиться без Причащения Святых Даров? Нет! А есть ли смысл приходить на Литургию, чтобы просто постоять и помолиться в храме? Увы, тоже нет! Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом. Для этого Господь и дарует нам частицы Своей Пречистой Плоти и Пречистой Крови, чтобы они, войдя в наше смертное и тленное тело, превратили его в бессмертное.
Об этом мы говорим в словах молитвы: «Божественное Тело обожает мя и питает», то есть делает образом Божьим, даёт нашему телу бессмертие. Вот почему причащение мы называем Святыми Тайнами.
Каждый верующий должен стремиться причаститься Святых Даров на Светлую Пасху. Собственно говоря, встретить Пасху только и можно, причастившись Тайн Христовых. Если вы полагаете, что просто постояв на пасхальной службе в церкви и разговевшись дома крашенками и сыром, вы встретили Пасху, — вы ошибаетесь. Если вы полагаете, что просто постояв на церковном дворе, возглашая: «Христос воскресе!»,- вы встретили Пасху, то вы глубоко ошибаетесь. Пасху можно встретить только приняв Святые Дары, приняв в себя воскресшего Спасителя.
Тело Христа есть Церковь. Тело Христа – все мы, поскольку приступая к Тайнам Христовым, принимаем в себя то самое Тело Спасителя, которое было воспринято, распято, воскрешено и исцелено Христом.
Никакое церковное таинство не может иметь силы без Евхаристии. Крещение, венчание, рукоположение – ничто не может иметь силу без Литургии и Причащения. Запомним раз и навсегда: никакое таинство без Причащения не совершается! Причащение является и основой истинного единения людей, ибо люди становятся членами одного тела, и таинственной печатью. Что означают слова: «Без церкви нет спасения?» Разве то, что просто надо ходить в церковь? Атеисты именно поэтому и не верят христианам, поскольку понимают слова «быть с церковью» — это просто ходить в некое здание. Если ходишь туда, то спасёшься, а если не ходишь, то не спасёшься. Беда в том, что и многие крещёные люди говорят о том же: я и дома помолюсь! Неужели обязательно ходить в храм?
Просто «ходить» — вовсе необязательно! Кто оспорит? Но без Црекви нет Евхаристии, а без Евхаристии нет жизни вечной. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоанн; 6, 54). И будет только так и никак иначе! Плоть, питавшаяся Телом и Кровью Христовой, никак не может быть смертна.
Если мы стоим на Литургии и не причащаемся, то Литургия перестаёт быть общим делом, как она замыслена Богом. Мы разрушаем соборность. Мы уже не едины – кто-то пошёл к Чаше, кто-то нет. А о чём просил перед Крестной смертью Христос? О нашем единстве! Это главная просьба Сына к Отцу!
Что основное нужно нам, верующим людям, понять? Что, приходя в храм, мы попадаем на ту самую Тайную вечерю! Нужно ли теперь объяснять, что в церкви не надо разговаривать, смеяться, ходить по храму? А нужно ли объяснять, почему считалось, что если кто отстоит Литургию и не причастится, тяжко согрешает? «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский).
Итак, другой цели у Евхаристии не было и нет. Литургия служится не потому, чтобы люди «встретили праздник», а для того чтобы люди встретили и приняли в себя Христа.

2. Сколько раз родиться?

Мы поём в Символе веры: исповедую едино крещение во оставление грехов… Почему единое? Возможно ли человеку родиться дважды? Нет. Единожды исходит человек из материнской утробы. Возможно ли человеку дважды родиться духовно? Так же нет! Мы только однажды можем попросить Бога усыновить нас. И Бог принимает нас, как Своё дитя. Креститься дважды невозможно. Ведь тогда получается так: то ли нам надоело быть божьим чадом, то ли Богу больше не захотелось быть нам Отцом… Словом – абсурд. Тем не менее в жизни случаются ситуации, когда люди крестятся и дважды, и трижды… Давайте рассмотрим эти ситуации, и постараемся уберечь от греха не только себя, но и знакомых нам людей.
Во-первых, бывает, когда человек не знает: крещён ли он? Что делать в таком случае? Нужно сказать священнику всё, как есть. И батюшка окрестит человека по особому чину крещения. В нем присутствует такая формулировка: удостой крещения, ежели он ещё не крещён. То есть, мы отдаём ситуацию во власть Господа. Ведь только Господь ведает: крещён ли человек.
Бывает так, что человек может умереть, хочет перед смертью принять крещение. Или ребёнок родился очень слаб. Если родители не окрестят его, то подвергнутся церковному наказанию. Ведь из-за их бездействия человек может лишиться жизни вечной. Если есть угроза жизни, то мирянин, не зависимо от пола, может и должен окрестить ребёнка или взрослого сам. На поле боя, где нет воды, разрешалось посыпать троекратно умирающего раненого землёй. Если человек выжил, священник его не крестит второй раз! Но совершает таинство миропомазания.
Обратим особое внимание: крещение кровью (когда человек умирает в муках, исповедуя Пре­святую Троицу, отдавая себя во власть Христа) и крещение мирским чином считаются истинным крещением. Немало святых, которые приняли крещение собственной кровью или были окроплены дождём, снегом. Их крещение считается действительным. Почему? Потому что были сказаны человеком слова: «Я есть Твой, Господи! Я хочу быть Твоим!» Как сказал на кресте разбойник Благоразумный: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!
Эти слова по сути являются ключевыми для нас, когда мы решили окреститься. Кстати, церковное совершеннолетие с 14 лет. То есть, подросток, которому исполнилось 14 лет, может сам принять решение о крещении, может стать крёстным.
В наши дни, порою, сталкиваешься с такими ситуациями, когда батюшки откладывают таинство крещения, объясняя людям, что крещение ничего не изменит в их обыденной жизни. А люди-то идут в храм креститься в надежде, что жизнь их коренным образом изменится! Кто прав в такой ситуации? Священники, которые возражают против крещения, чтобы «ребёночек не болел», или люди, пришедшие в церковь, чтобы получить от Бога нечто, важное для них при земной жизни, но не особо важное для вечности? В общем-то, и те, и другие правы! Только разговор идёт как бы на разных языках. Постараемся найти соль…
Для чего мы крестимся? Чтобы стать ребёнком нашему Небесному Отцу. А вовсе не для того, чтобы не болеть, не стать жертвой недоброжелателей и колдунов, обрести работу… и так далее… Главная цель — прежде Царствие Небесное, а остальное – приложится. Вот эту мысль необходимо донести до людей, которые захотели принять крещение. Не говорить людям: рано вам ещё креститься! уходите из церкви! ничего не понимаете! — а пояснить, что думать нужно несколько иначе.
Особенно часты споры по поводу колдовства. Чувствуя на себе негативное воздействие тёмной силы, некрещёный человек ищет спасение в церкви. А его оттуда гонят со словами: нет колдовства! Удивительная складывается ситуация: святые от колдовства – Киприан и Иустинья – есть, а колдовства нет! Меж тем, по житию Иустиньи мы видим, что колдовство есть. Чем оно является на самом деле? Направленным бесовским воздействием. Колдун направляет бесов на определённую жертву. Иустинья, несмотря на то, что заболела и едва не умерла, не сомневалась ни на минуту в Божьей помощи. И помощь пришла. А бесы явились к Киприану с «докладом»: ничего поделать с Иустиньей не можем!
Хотя… церковная история рассказывает нам немало случаев, когда разрушить колдовство было не просто. Вспомним историю о женщине, которая отказала прелюбодейцу и осталась верна своему мужу. Сластолюбец отправился к колдуну и заплатил за то, чтобы тот наслал на верную женщину колдовские чары. Выбор был невелик: либо женщина должна потерять из-за колдовства свою честность и согласиться ответить взаимностью на низкую страсть обольстителя, либо её должен был выгнать муж: женщина стала всем видеться лошадью. Более того, она оказалась неспособной принимать пищу и могла умереть голодной смертью. Мужу пришлось её отвести к Макарию Великому, который исцелил несчастную и сказал, что нападение колдуна могло совершиться потому, что женщина уже 5 недель не причащалась.
Подобный случай — так же из жития Макария Великого: к святому привели девушку, которую колдун обратил в ослицу.
Как видим, если человек не крещён или редко причащается, он становится добычей колдунов и бесов. Макарий Великий не говорил несчастным жертвам, как говорят пострадавшим людям некоторые современные батюшки: а колдовства нет! и если вы верите в колдовство, то вам не место в православной церкви! ни к чему вам креститься!
Странная ситуация, не правда ли?
То, что мы отдаём себя при крещении Богу, делает таинство крещения неизгладимым, вечным. И именно по этой же причине считается таинство крещения действительным, даже если оно прошло через пролитие крови или вынужденно совершено мирянином.
Теперь рассмотрим другую спорную ситуацию. Нужно ли второе крещение для иноверцев? Существует две разных точки зрения.
Первая. Все, кто исповедует Пресвятую Троицу и приход на землю Христа, Сына Божьего для спасения человечества – уже крещёные люди. Поэтому таковые второму крещению не подлежат. Должно ли крестить иудея, пришедшего в православный храм? Да! Иудеи не исповедуют Троицу, не веруют во Христа. Должно ли крестить баптиста? Нет. Потому что он верует в Троицу и исповедует Христа. Есть три чина принятия в православную церковь: через крещение, через миропомазание (для крещёных мирским чином, а так же для евангелистов и других подобных сектантов), через исповедь и покаяние в грехах ереси (католики).
Однако же, уже начиная с 17 века католиков у нас крестят. Как и верующих из других христианских конфессий. Почему?
В Православной церкви есть и другая точка зрения, которая тоже имеет право отстаивать себя. Она такова… Апостолы сказали на все времена: один Господь, одна церковь, одно крещение. Поэтому вне церкви не может быть крещения. Все, кто крещены в другой конфессии, отпавшие от первичной по времени православной церкви, должны быть окрещены вторично, потому что в еретическом ответвлении нет истины, и все его таинства безблагодатны.
Что такое ересь? Слово «ересь», как и слово «секта», означает: выбор, мнение, направление. То есть это те, кто не смогли принять учение целиком и, выбрав из него то, что им приемлемо, отошли от Православной церкви, от учения целостного.
Таким образом, одна часть священства считает, что те, кто сделал неверный выбор, должны просто покаяться, но они уже крещёные люди, поскольку исповедуют Святую Троицу и веруют в Бога-Сына Иисуса Христа. Они сказали однажды в жизни: “Аз есмь твой. Господи!”, — и во второй раз эти слова не говорят. Человек уже христианин, и это — навечно. А другая часть священства считает, что все, кто сделал добровольный выбор и не захотел креститься в Православной церкви, не имеют благодати или потеряли её. А посему для вхождения в церковь они должны принять таинство крещения заново, ибо их прежнее крещение лишено благодати.
Кто здесь прав, пожалуй, может решить только Бог. Как поступить — крестить или не крестить заново — решит батюшка. Одно совершенно ясно: повторное крещение православного человека в католической или евангельской и прочих церквях является грехом. Крещёные в православии уже отдали себя Богу и получили сполна благодать – через воду в Крещении, через святой елей – миропомазание, через Кровь и Тело Христовы, через Хлеб Жизни – Евхаристию и Воскресение.
Почему евангелисты не молятся за усопших? Они уверены в том, что если человек сказал раз Богу: возьми меня в число Своих детей, то этого уже достаточно для вхождения в Жизнь Вечную. Ну а мы, православные? Верим ли мы в то, что Крещение уже само по себе спасает? Мы верим в то, что Крещение – это дверь в жизнь вечную. Дверь открылась. Но впереди ещё дорога длиною в жизнь. Эту дорогу нужно пройти достойно.