В Библии для современного человека немало тяжёлых для понимания моментов. Одним из таких камней преткновения является повествование об Аврааме и Исааке.
Вопросы вертятся роем: почему Бог потребовал от Авраама принести сына в жертву? Разве Бог так жесток? Почему и Авраам, и Исаак приняли это искушение безмолвно? Но могли же хоть спросить Бога, за что так? Что за безмолвие и полное отсутствие даже малейшей попытки поговорить с Богом? Как мог Авраам повести на заклание сына? Неужели у него не было отцовских чувств? И многие другие вопросы… Объяснения такого типа, что Бог требует полного подчинения, что раньше принесение в жертву людей было обычным делом… и тому подобные … не очень-то успокаивают сердца и умы. Нередки случаи, когда человек, не получив ответа, надрывается и теряет веру.
Начнём с главного. Вы можете встретить ответы разные. Почему? Потому что строки Бытия не очень изо-билуют подробностями. Некоторые вещи мы понять из текста не можем и вынуждены лишь догадываться. Наши размышления — это наше личное, частное мнение, которое может быть, как верным, так и неверным. При чём даже священники или монахи не всегда могут быть правы. А толкования святых отцов так же могут быть противоположны. И это – нормально. Не стоит воспринимать подобное, как трагедию. Да, Библия не всё объясняет, и мы некоторые места не можем понять. Лучше это честно признать, чем пускаться в витиеватые объяснения, выдавая их за истину в последней инстанции. Подобное лишь отталкивает людей от веры. И всё же мы имеем право размышлять.
Одни авторы Библейских толкований объясняют повествование о жертвоприношении Исаака так… Авраама называют патриархом. Он и его сын – прообраз Бога-Отца и Бога-Сына. Так же, как безмолвно согласился Бог-Отец отдать Сына Единородного на заклание, так же, как Бог-Сын решился искупить грехи рода людского и за нас принёс себя в жертву, так же и Авраам с Исааком были безмолвны и покорны. Разница лишь в одном: ангел остановил руку Авраама, и сын Авраама остался жив. А Сын Бога-Отца принял бичевание, позорную смерть на Кресте, сошёл в ад и уж потом воскрес. Бог уберёг людей от телесных страданий и смерти. Всё ограничилось лишь моральными переживаниями. А Иисус Христос по-настоящему страдал, истекал кровью, был прибит гвоздями ко Кресту. Так что, как видим, от людей Бог потребовал намного меньше, нежели Сам отдал людям. В иконе Андрея Рублёва Троица мы так же видим совершенно безмолвный диалог. Ничто не указывает на разговор. Только язык жестов и безмолвное послушание. Вспоминается и другая икона — Спас -Благое молчание. Мир сотворялся Словом. Но до слова было животворящее Безмолвие, которое мы до конца даже не можем понять и оценить. В таком же безмолвии, почти не обмениваясь словами, шли двое — Авраам и Исаак на священную гору. Потом это место назвал Авраам местом, где Господь усмотрит. Усмотрит и всё разрешит. На горе Божьей всё усмотрится.
Но мы можем найти в тексте Библии интересные и глубокие моменты. Дело в том, что Авраам, как и Иов многострадальный, свободно разговаривал с Богом. И даже спорил с Ним. Библейские строки не раз характеризуют Авраама, как человека, имеющего характер. Так у дубравы Мамре Авраам осмелился спорить с Богом. Без всякого ложного смирения Авраам задаёт вопрос: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Бытие, 18; 23) «Не может быть, чтобы Ты поступил так!..Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (18; 25) Авраам, после подаренного ему Богом пророчества о рождении сына от Сарры, дерзновенно испрашивает у Бога прощение Содому и Гоморе ради 50 праведников. Но подозревая, что их не обрящется, просит о помиловании ради 45. Потом доходит до 10. И тогда Господь просто перестаёт говорить с Авраамом. Господь разворачивается и уходит. Авраам поневоле вынужден прекратить спор. И 10 праведников Господь не нашёл. Но слово, данное Аврааму, Бог сдержал: Господь не помиловал города, но вывел из земли истребления семью Лотта.
Как видим, Авраам имел дерзновенное общение с Богом. Почему же он, заступившийся за два города, не заступился за своего сына и не стал просить Бога о помиловании Исаака? Дело в том, что Аврааму Господь уже дал пророчество: произвести народы от сына Сарры. И Авраам знал, что это так и будет. Исаак будет жить, даже если отец принесёт его в жертву. Бог не меняет Своих пророчества, не изменяет слову Своему. Вполне возможно, что именно поэтому Авраам, оставляя у подножия горы отроков с ослом, сказал: «… останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам». (22;5). Авраам знал одно: он должен вместе с сыном послушаться Бога, а дальше всё будет хорошо. Некоторые исследователи Библии говорят, что Авраам просто обманул отроков, не желая, чтобы кто-то присутствовал при жертвоприношении сына. Поэтому, дескать, и сказал: стойте тут, а мы вдвоём вернёмся. Но ведь в Библии не сказано, что Авраам лгал! Потому правомерна и вторая точка зрения: Авраам был уверен, что раз от Исаака произойдёт обетованное потомство, и раз Бог заключил с Исааком завет вечный – так всё и исполнится. А пока они оба должны сделать то, что требует Бог. О чём думал Авраам? О том, что Господь потом воскресит сына? Или о том, что «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения» (22;7)? Мы не знаем. Но одно ясно: Авраам верил Богу.
Так и случилось, как предполагал Авраам: овен запутался в терновнике. Его принесли в жертву и вернулись к отрокам и своему ослу вдвоём.
Авраам не молил Бога о спасении Исаака именно потому, что беспрекословно верил Господу: именно от Исаака произойдёт благословенное потомство, и Бог не погубит завета Своего. Удивительная вера в лучшее! Как нам не хватает сейчас именно такой веры!
Каждому Господь сказал, что оставит всех своих праведных овец и пойдёт, чтобы спасти одного грешника. Верим ли мы в это? Увы, вера в хорошее у нас слаба, тоньше паутинки. Сталкиваясь с искушениями, мы быстро теряем веру в Бога. Особенно в благие намерения Бога, в Его справедливость и нерушимость Божьего Слова. Мы не готовы на жертву именно потому, что не верим, что Бог желает нам добра. Авраам был уверен в доброте и справедливости Бога. Именно потому «Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью» (25; 8).