Жизнь православного человека немыслима без Псалтири и Евангелия. Но в чём особая значимость этих книг?
Псалтирь – это, можно сказать зеркало, в котором мы видим себя. Мы каждый день подходим к зеркалу и смотрим на своё отражение. Оно всегда разное. Сегодня – мы красивы, взгляд ликующий и счастливый, завтра мы больны и усталы, а послезавтра полны гнева, и лицо наше, глаза дерзки и злы.
Так и в Псалтири человек разный: то великий, славящий Бога, то искренне радующийся мирским радостям – жена плодовита, полна горница сыновей и дочерей, волы упитаны, а овцы принесли много плода… То человек полон тоски: почему Господь оставил? Услышит ли? Ближние меня почти уничтожили, сравняли с землёй… То есть в сердце крепкая вера (Господь всё равно мне поможет), то сомнения одолевают человека… А вот тут человек – в самых низких эмоциях: полон гнева, изрыгает проклятия, желает кому-то мук и смерти… И вновь признаёт: что я? Господь везде, и куда я от Него денусь? Не это ли наша повседневная жизнь? Можно, конечно, возмущаться: в Псалтири много нехристианских, очень жестоких моментов. Но разве не потому, что мы видим в псалмах себя, нам так страшно? Не от того ли, что книга обличает каждого из нас, мы ощущаем себя не совсем комфортно? Мы признаем: да, я такой, такая… Я верю Богу и сомневаюсь, я люблю людей и тут же многим желаю зла… Итак, мы увидели себя в зеркале — Псалтири. И что нам делать с собою?
На этот вопрос ответ даёт другая книга – Евангелие. Каждое Евангелие довольно большая по величине книга. Но мне видится, что основное место в каждом Евангелии – это страницы о Тайной Горнице. Почему? Именно там Господь даёт нам ответ: что же нам делать, чтобы не утонуть во зле? …чтобы воскреснуть вместе со Спасителем?..
Вернёмся к Евангельским страницам, вспомним их… Где праздновать Христу Пасху? По закону – полагается в Иерусалиме. Но кто пустит Христа в дом в городе, где половина людей боится Христа, а половина — ненавидит? Христос уже договорился. Его согласился принять в дом некий ессей (ессеи — одно из иудейских вероисповеданий). Так предполагают многие исследователи Нового Завета. Почему ессей? Христос указывает апостолам на очень яркую деталь: мужчина с кувшином воды на голове — как встретят его ученики на улице, нужно идти за ним и войти в тот дом, куда зайдёт водонос. Такую картину не часто увидишь в Иерусалиме. Евреи-мужчины обязаны жить в браке, и воду они не носили. Это женская работа. Апостолы должны последовать именно за мужчиной, который несёт воду. Следовательно, в доме нет женщин и это — дом ессея. Однако, это могло быть и не так. Воду носили и слуги, рабы. Помним брак в Кане-галилейской. Там водоносы тоже были мужчины. Ессей или нет тот, кто решился предоставить Христу горницу для Пасхи, но это был человек, который принял сердцем проповеди Христа и разделял новое учение.
И вот Христос-плотник пришёл в Сионскую Горницу. В Горнице он препоясывается полотенцем и становится всем слугой – омывает ноги. Кстати, у ессеев Пасха не всегда совпадала с иудейской – могла быть небольшая разница в 1 -2 дня.
Омовение ног… Почему именно ног? Христос говорит, что лицо и голову умывать чистому не надо, нужно омыть только ноги. Что это значит? Можно понимать буквально: люди чисто вымыты. Но прошли по пыльной дороге и запылили ноги. А можно понять и как притчу, коими, как известно, часто изъяснялся Христос. По жизни нельзя пройти человеку без греха. Это мы видим по святой книге Псалтирь. Это мы видим по своей жизни. Но если человек чист сердцем и душой – его Господь очистит от налипших грехов. Дорожная пыль не поднимается высоко: нет безгрешного человека, но если сердце устремлено к Богу – грехи не затрагивают глубинную часть души. Бог «омоет ноги» нам – простит нам наши грехи и снимет их с нас. Но если человек отказывается от вмешательства Божьей благодати, то не сможет снять с себя даже эти поверхностные грехи, и они укоренятся и испортят душу. Такой человек уже не будет иметь своей части у Бога.
Но вот грехи сняты. Что делать нам далее? Просто снятия греха недостаточно. Господь открывает нам Свои действия в отношении нашего спасения дале: Он каждому даёт хлеб. Он причащает каждого, начиная с самого грешного – с Иуды. То есть у каждого, даже великого грешника, есть шанс получить помощь от Бога. Причём Господь начинает с самых беспомощных и грешных. На Тайной вечери Он начинает с Иуды. А в притче о работниках, нанявшихся в сад, Господин начинает отдавать плату с последних. И тот, кто проработал весь день, в конце получает столько же, сколько и те, кто проработал всего час. Цена одна – вечная жизнь. Мы не можем получить чуть «больше» или «меньше» вечности, в зависимости от степени чистоты души. Вечность или имеется, или нет. На то она и Вечность — не даётся частями, она цельна.
Именно потому, что Господь причастил всех на первой Литургии в Сионской Горнице, многие святые говорили о том, что стоять на Литургии и не причаститься – великий грех. Это значит, что мы отвергли спасительную Руку Христа. Собственно, каждая Литургия – это всё та же Сионская Благодатная Горница. И потому каждое воскресенье мы должны приступать к Тайнам Христовым. А как же три дня поста перед причастием и очень много молитв? Такие строгие меры раньше применялись исключительно к тем, кто причащался редко.
Господь-плотник, Господь омывает ноги, Господь страдает за нас на Кресте, Господь воскрес и царствует над миром… Это путь для каждого человека: радостно трудиться ради людей, без труда на земле нельзя жить…служить близким, быть готовым пострадать ради тех, кого любишь, и получить от Бога в дар вечность, вечную жизнь.
В Сионской Горнице апостолы собирались вторично – на день сошествия Святаго Духа.
Господним промыслом на месте дома, где Господь встречал Пасху, стоит теперь храм Дормицион – храм Успения. В этом же доме жил Иоанн Богослов и Матерь Божия после Вознесения Христа. Там же Матерь Божия приняла блаженную кончину. Она стала, как говорят богословы, «новым Творением», то есть новым человеком, обоженным человеком. Это путь и для нас.
Дормицион сейчас имеет три этажа. Нижний принадлежит иудеям, средний – христианам, верхний – мусульманам. Кому посчастливилось посетить, тот видел в Горнице (это, конечно, не та Горница, где был Спаситель; от того здания уже не осталось и камня на камне; это всего лишь новое строение на святом месте) на колоннах изображения трёх пеликанов: двое из них рвут грудь третьему – самопожертвенная любовь.
Ветхозаветная Пасха совершалась для воспоминания об избавлении от физической смерти. Новая Пасха спасает не только наши тела, но самих нас для Вечности. Многие богословы образно сравнивают сердце человека с горницей: в своё сердце человек принимает и Бога, и близких людей. И чем более в его сердце умещается любви – даже к тем, которые рвут душу, тем более обожествялется человек. Такова была Матерь Божия, вместившая всех нас в своём сердце. Матерь Божия упокоилась; на том месте, где обрела Она смиренную кончину, теперь храм, который именуется Матерью Всех Церквей или Благодатной Горницей.
По традиции считается, что тут же находится и могила царя Давида. Некоторые оспаривают эту точку зрения. Но она, кажется, неистребима. Почему? Да всё потому же: в каждом человеке есть грех. И мы явно видим эти человеческие грехи в Псалтири. И только через Евангелие и соединение с Богом мы можем очиститься от грехов и получить спасение. Потому, есть ли могила Давида на месте Сионской горницы или нет, не зависимо от этого факта человеческое сознание всё равно связывает воедино: грешного человека, изо всех сил стремящегося к Богу и уповающего на Господа (святой Давид), нового Божьего человека – Богородицу, и святое место, где Господь каждому дал шанс стать из грешного чистым и Божьим, место первой Литургии и причастия.
В доме Каиафы обсуждали планы, как убить Бога. Дом Каиафы находился совсем рядом с домом, где Христос совершил Сам первую Литургию. Мир лежит во зле. Но при этом в любом месте этого озлобленного мира есть добро, есть своя Сионская Горница. Об этом в минуты отчаяния надобно помнить.
Многие оправдывают редкое причащение своим недостоинством. Чувство недостоинства – самое лживое на сете. Почему? Посудите сами: если Сам Господь посчитал возможным причастить первым Иуду, следовательно, Он дал каждому из нас шанс спастись. Если Господин каждому работнику дал плату, начиная с последних, и никого не выгнал, значит он каждого любит и каждого желает одарить: вас, меня, наших близких и наших недругов. Всё теперь зависит только от нас самих: даст ли каждый из нас омыть себе ноги и примет ли дар из Рук Спасителя?
Не зависимо от того, какого правила о причащении придерживаются в том или ином храме, собираясь на Литургию, мы обязаны помнить: сейчас мы будем присутствовать в той самой Благодатной Горнице (нашем храме), где нас ждёт Господь.
Можно уйти из горницы … Можно остаться и принять причастие из рук Господа… а потом предать Учителя. Как сделал Иуда… А можно приникнуть к груди Христа – как апостол любви Иоанн. И пусть весь мир во зле, но на груди у Христа – самое благодатное место. Эти главные Евангельские строки для нас — якорь в бушующем житейском море.