Апостольские правила

Правилами современные верующие интересуются мало. Нас больше увлекают устные предания, которые похожи немного на сказочные, волшебные: в такую-то ночь нужно встать и прочитать 12 раз такой-то канон… или подать столько –то хлебов о здравии иль об упокоении… и т.п. Но если мы ходим в храм, нам необходимо знать правила, по которым живёт церковь. И помнить, что церковь – не волшебная палочка, а особый образ жизни, который требует труда и порядка.

Апостольские правила более ориентированы на служащих в церкви, нежели на обычных мирян. Но и миряне из этих правил могут почерпнуть для себя много полезного.
Остановимся на некоторых из правил.
Правило 3. Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.
Славянская кормчая. Начатки же новых плодов, сиречь младая и зеленая сочива, и гроздие, подобает приносити во время созрения их, на благодарение даровавшему Богу, тако повелено бысть.
Зонара. Господь, предав Своим ученикам совершение бескровной жертвы, заповедал совершать оную на хлебе и вине. Посему и апостолы не дозволили приносить ничего другаго для жертвы и запретили вместо вина употреблять другой вид пития, например, сикеру… Но они дозволили приносить виноград, сделавшийся уже зрелым, и новые, то есть, только что появившиеся колосья и овощи, сделавшиеся уже годными для употребления в пищу (ибо это обозначается выражением: в надлежащее время); впрочем дозволили приносить это не как жертву, а как начатки созревших плодов. Дозволено приностить и елей, дабы им возжигать свет Истинному Свету, и фимиам во время святаго приношения. Читай Трулльскаго собора правила 28, 32, 57.
Итак, из этого правила мы понимаем, что первые созревшие плоды и зерновые люди приносили в храм, благодаря Бога за новый урожай. При этом в церковь и, тем паче, в алтарь разрешалось заносить только виноград, колосья, елей. Остальные овощи и фрукты, ягоды в алтарь не заносят, но оставляют либо в трапезной, либо приносят священнику в дом. Так же в церковь приносят приношения в виде муки и масла. Последнее необходимо для возжигания лампад.
Обратим внимание: фрукты, зерновые, овощи приносят не в какой-то определённый праздник, а тогда, когда они поспели и годны в пищу. Их освящали, благодарили Бога. Первые плоды обычно оставляли в храме.
В правиле 3 подчёркивается именно годность плодов и освящение их во время созрения их . А мы всё спорим о том, можно ли есть яблоки до Преображения! Как видим, правила апостолов мудры и лишены нашего абсурда: урожай в южных регионах гниёт до праздника, а на Преображение верующие изыскивают какие-то кислые, незрелые яблоки зимних сортов, чтобы их освятить и потом, мучаясь, съесть! Церковь никак не может благословить бессмыслицу.
Правило 4 продолжает эту же тему.
Правило 4. Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископы и пресвитеры разделят с дьяконами и прочими причетниками.
Зонара. Созревшие плоды должно приносить не в олтарь, но желающий принести начатки от них в благодарение Богу, должен приносить их епископу и пресвитерам, а они, принявши оные, должны обращать не на свое только употребление, а разделить и всему клиру.
Толкование. Кроме единаго гроздия, иного овощиа начатки, неподобает к церкви первее приносити, но свята посылати епископом презвитером, да вкусивше от них сами, диаконом и прочим причетником да разделят. Гроздие бо (виноград) в церковь паче всякого иного овощия, изряднее да приносятся, понеже от него бывает вино, и на совершение службы безскверныя жертвы приемлется.
Необходимо нам, мирянам, знать и правило 9.
Правило 9. Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
Зонара. Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора Сардикийскаго и другое Трулльскаго, и еще правило собора Антиохийскаго, предписывающая, чтобы подлежал отлучению тот, кто, присутствуя при богослужении в три воскресные дня, не причастится. Посему и настоящее правило подвергает отлучению не прибывающих на молитве и святом причащении, как нарушающих порядок. И второе правило Антиохийскаго собора говорит об этом.
Мы спорим, сколько раз приобщаться Святых тайн. Меж тем церковные правила гласят, что стоять на Литургии и не причащаться – грех. Правило 9 подчёркивает, что два воскресенья не подойти к Чаше – церковь ещё терпит. Но всякий, кто не подошёл к Чаше и в третье воскресенье, да будет отлучён. Чаша, Святые дары – то, что даровал нам Господь. И не принять дары – дерзость и кощунство. Кроме того, есть порядок. А порядок таков: стоишь на Литургии – подходи к Чаше. А иначе, зачем пришёл? Литургия служится только для того, чтобы принять Святые Дары. И ни для чего больше. При чём к Чаше должны подходить все, дабы не нарушать соборность. Литургия – общее дело. А когда каждый делает, что хочет, соборность разрушена.
И к чему наши споры: надо причащаться редко или часто? Но ведь всё сказано… Сказано, что тот, кто просто простоял два воскресенья на Литургии, а потом и в третье не подошёл к Дарам, отлучён. Что ещё нам решать?!
Правило 10.
Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.
Вальсамон. Выражение лишение общения значит – отлучение. Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви, и что, следовательно, если кто-либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно. Но разговаривать с отлученным не воспрещается. Читай и 9 правило Карфагенскаго собора.
С иноверцами молиться нельзя. С отлучёнными – тоже. Но это не значит, что нам нельзя с ними разговаривать. Под словом «общение» имеется в виду молитвенное общение, а не обычные беседы.
Следующее правило совершенно ясно. Оно говорит о священниках. Но и для мирян это правило так же законно: нельзя быть православным и ростовщиком одновременно.
Правило 44.
Аристен. Священник, требующий роста за долг, если не перестанет, извергается. Тот, от кого требуется сострадание к другим, – когда сам отнимает и чужое через рост, – подлежит извержению, если не перестает этого делать.
Правило под номером 52 напоминает нам о милосердии. И оно сгодится мирянам. Часто родные люди не могут простить друг друга: жена – мужа, родители – детей и так далее… Из-за этого не сохраняются семьи, родовые связи.
Правило 52.
Если кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает ибо Христа рекшего: радость бывает на небесах об одном грешнике кающемся.
Зонара. Господь наш, ради согрешивших, приклонил небеса и низшел. Ибо Он сказал: не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9, 13). Итак, кто не приемлет обращающагося от греха, тот противодействует Христу Богу нашему; а противодействующий и не повинующийся Ему не есть Его ученик; а не будучи Его учеником, не достоин священнодействовать. Ибо, каким образом может быть принят Христом тот, кто делает себя антихристом, противясь воле Его?
А вот следующее правило подчёркивает: уж где-где, но в церкви должна быть справедливость! В противном случае, чему мы можем научить других? Какой пример подаём? Христиан узнают по любви. А иначе мы – медь звенящая.
Правило 59.
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего.
Зонара. Церковное имущество писание называет имуществом бедных. И должно раздавать оное бедным. Если же предстоятели церквей должны удовлетворять других нуждающихся, сколько возможно; то сколько более должны удовлетворять подчиненных им клириков, находящихся в бедности? Не исполняющий сего отлучается; а и после того остающийся неисправимым извергается; потому что через это сделается убийцею брата. Ибо если кто умрет вследствие того, что не имеет необходимого для жизни, то имеющий, но не заботившийся о нем, конечно, есть убийца, и даже в том случае, если нуждавшийся не умер, потому что Божественный Промысел подал ему необходимое для жизни из другого какого-нибудь места.
Толкование. Церковное богатство – нищих богатство. Церковное богатство, убогих богатство, Святое Писание именует, и подобает раздавать его убогим. Аще бо иным требующим раздавать церковные властели должны суть, якоже пишет, кольми паче сущия под ними причетники миловати и даяти им потребная должны суть. Сего же не творящие, да отлучатся. Пребывающие же не исправлены, да извергнутся, понеже сами быша братоубийцы.
То есть, всё, что принесли в церковь прихожане, должно быть роздано. Приношения делятся на две части. Одной частью пользуется клир, а вторая раздаётся нищим, вдовам, болящим, сиротам и прочим социально незащищённым категориям людей. Все, кто служит в церкви, не должны терпеть нищету. Но должны получать заработную плату – деньгами, продуктами. Принесённое в церковь справедливо делится между служащими храма. Чтобы работать в церкви, нужно на что-то жить. А если жить не на что, то не будет и людей, желающих посвятить свою жизнь церковному труду. И если какой человек всё же служит церкви, но нищенствует, то в ответе за его нищету и священник, и епископ, который окормляет эту церковь. Наказание сурово: духовенство рассматривают, как братоубийц. При чём и в том случае, если служащий храма получил, благодаря Божьей помощи, деньги и продукты от посторонних людей. Господь всегда пропитает своих служителей. Но если бедных пожалели не духовенство, а иные люди – тем больше будет осуждено церковное начальство.
Правило 64.
Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме одной только (великой субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Зонара. Доброе дело пост. Но доброе должно быть и совершаемо добрым образом. Если же кто постится, преступая законоположения Апостольские, или Святых Отец, тот должен услышать, что не добро доброе, когда не добрым образом совершается. Итак, когда правило постановляет не поститься в субботу и в день Господень, а клирик постится, то он подлежит извержению, а мирянин отлучению. Но если кто постится в определенные дни, может быть в продолжение десяти или осми дней ради подвига воздержания (как уже прежде сказано), в таком случае к определенным дням причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней.
Некоторые миряне недоумевают: поститься или нет в субботы? В субботу поститься грех. Вы можете наложить на себя дополнительный пост ради каких-то целей в другие дни. Но суббота и воскресный день – святы. В субботу закончено сотворение мира, а воскресенье – малая Пасха. Однако если идёт пост, прежде всего Великий (а надо сказать, что именно Великий Пост, среда и пятница считаются в церкви главными постами), то пост держим. Ради общего воздержания пост в субботу и воскресенье разрешается. Но он непременно слабее, нежели в другие дни! Допустим, монахам разрешается вино и елей. У мирян послаблений больше.
Правило 65 касается всех христиан – как мирян, так и клира.
Правило 65.
Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдёт помолиться: да будет и от чина священого извержен, и отлучен от общения церковного
Зонара. Правило почитает великим грехом, если христианин для молитвы входит в синагогу иудейскую или еретическую. Ибо, по слову великого Апостола, кое согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным?
Правило 69.
Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Зонара. Это правило непременно требует, чтобы верные проводили в посте святую четыредесятницу пред Пасхою, и среду и пяток каждой из прочих седмиц, кроме тех, кто по слабости телесной не может поститься. Ибо пост придуман для укрощения плоти. Если же плоть удручена болезнью, или другою какою немощью, то уже не необходимо это укрощение через пост. Не соблюдающих сего правила посвященных правило предписывает извергать, а мирян отлучать. Должно заметить, что правило и среду и пяток поставляет наравне со святою четыредесятницею пред Пасхою.
Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как – то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду.
Вновь речь о постах. Итак, главные посты – Великий, среда и пятница. Великий Пост совершается христианами в память о сорокадневном посте Господа Христа в пустыне. Один раз постился Христос. Один раз постятся и христиане. Среда и пятница – в память о предательстве и Распятии. Кто не может держать другие посты, никакого тяжкого греха не совершает. Если кто болен – пост не держит вообще. Правило 69 объясняет: как нельзя дважды быть наказуемым за одно дело, так нельзя дважды укрощать плоть. Человеческая плоть и так больна. Зачем ей докучать ещё и постом?! Но больному дозволяется, как мы видим, рыба, молочные продукты, яйца. Но никак не мясо. Мясо не благоволят апостолы вкушать в постные дни «даже если при последнем издыхании». В современном мире очень много странностей: так, у нас рыба может стоить куда дороже мяса. Бедному и больному человеку не по карману. В таком случае вопрос решается индивидуально с батюшкой.
Правило 70.
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.
Это правило ясно и понятно. Оно так же касается и мирян, а не только клира.
Как видим, церковные правила не тяжелы, ясны, понятны и не требуют каких-то жертв. Их нужно знать, чтобы не осложнять себе жизнь и избежать ненужных споров. Спор не красит христианина. Как не красит человека и постоянное чувство вины. Ведь, порою, болящий выпивает полстакана кефира и потом уничтожает сам себя за «грех». Такое самоедство никому не нужно. Если вы понимаете, что ваша плоть больна, то ей не требуется ни второе воздержание, ни второе наказание, ни второе испытание.
Но есть очень серьёзные требования, которые мы не всегда исполняем. А это уже чревато последствиями! Какие же правила нам необходимо помнить? Что причащаемся хотя бы каждое третье воскресенье, а иначе мы считаемся отлучёнными. Что Великий пост, среда и пятница для христианина святы, а вот в субботу и воскресенье или не постимся, или делаем послабление большого поста. Что мясо в сии посты – среда, пятница и Великий — не едят, а вот остальная скоромная пища больному разрешена церковью. Что не следует портить плоды и мучить организм, терзаясь из-за выдуманной привязки освящения плодов к определённым праздникам. Преображение взято, как общий, средний день, когда начинает в основном поспевать виноград. А вот о яблоках в апостольских правилах и вовсе нет речи! Зато первые созревшие плоды полагается не есть самому, а отнести в храмовую трапезную или священнику в дом, чтобы клир разделил приношение по справедливости и все, как клир, так и мир, возблагодарили Бога.
В общем, правила не обременительны и не строги. Нам бы соблюдать то, что принято, и не выдумывать то, чего в правилах нет! А то ведь как бывает: строго не едим до Преображения яблока, а на Литургии стоим, не причащаясь, не то, что два или три воскресенья, а по полгода. В результате: не самое важное, а порой, ещё и придуманное людом, ставим во главу угла, в вот основу христианской веры – Боговоплощение и соединение с Телом и Кровью Христовыми – делаем для себя второстепенным. В этом и кроется серьёзная проблема современной христианской жизни.
Пусть апостольские правила станут для христиан настольной книгой.