Что может Церковь?

I. Православный Папа Лев Великий

«Великие идеи, указывающие людям путь к истинному счастью, нередко рождаются как раз в те эпохи, когда счастья нет нигде, и когда самая возможность счастья представляется наименее вероятной.»
М. Н. ГАВРИЛОВ.
Иже во святых отца нашего
ЛЬВА ВЕЛИКОГО,
папы римского.

Конец IV – начало V веков. Римская империя умирала.
«Это была эпоха постоянных нападений варваров извне и прогрессивного истощения нравственных и материальных сил внутри; эпоха всепожирающих налогов и ненасытных вымогательств всемогущей, продажной и беззастенчивой администрации; эпоха крайнего хозяйственного бесплодия и удушающей дороговизны; эпоха растущей нищеты большинства и бесстыдной роскоши и праздности имущих; эпоха; разврата, разводов, катастрофического падения рождаемости и растущего проникновения варваров в среду коренного населения империи, и, на почве всего этого — неуверенности в завтрашнем дне и мертвящего страха пред неведомым и страшным будущим. Нравственное чувство притупляется и, наконец, как бы совсем исчезает. Каждый думает только о себе: «Все далеки друг от друга, если не местом, то сердцем; живут в одном доме, а в мыслях разделены», пишет один современник …»
Провинции отделялись от Рима. Влияние церкви умалялось, нравственность падала. Откуда ждать спасения? Ясно было одно: единственная сила, которая могла спасти империю – это Церковь. Если Церковь не поведёт за собой народ – кончится не только жизнь империи, но и жизнь христианства в целом. А без христианства будет невозможна жизнь человечества. Если мир земной потеряет соль, то не нужна будет не только соль, но и весь, отвергнувший Бога мир. Единство Церкви Христовой, раздираемой ныне противоречиями, было необходимо, как воздух.
И вот в такое время, когда на счастье почти нет надежды, Господь даровал человечеству святителя Льва Великого.
Родился Лев Великий Православный приблизительно между 350-380 гг. Ему не раз пришлось спасать Рим и спасать мир…
«Единство Церкви Христовой — верное и единственное средство для спасения мира, — вот истина, с неопровержимой твердостью, ясностью и силой выраженная именно в эту эпоху. Борьбе за эту именно идею, за, идею единства всех во Христе во единой истинной Церкви Христовой и была посвящена жизнь одного из величайших святых этого времени — св. Льва Великого, папы римского.»(М.Г) Для чего Церковь нужна миру, человечеству? И что вообще может церковь? Папа Лев Великий Православный примером жизни своей показывает нам, что может Церковь.
К Риму подошли гунны, предводительствуемые Атиллой – «бичом Божиим».
«Самый внешний вид этих варваров был ужасен. Римляне рассказывали, что гунны изрывают железом щеки своих новорожденных младенцев, чтобы потом на них ничего не росло. Приземистые, широкоплечие, с толстыми шеями, с круглыми спинами и с огромными головами — они похожи на «деревянных идолов», которых ставят на мостах», или на «двуногих зверей». Они живут, как животные, «не зная ни изб, ни плуга, ни приправы, ни огня для приготовления пищи. Они питаются сырыми корнями и лесными травами, к которым они примешивают лежалое сырое мясо, выдерживаемое ими предварительно под седлом. Никогда не раздеваются. У них пребезобразные, маленькие, но чрезвычайно выносливые лошади, на которых они сидят по-женски и с которых почти никогда не сходят. За ними тянутся их стада и повозки, в которых сидят их семьи. Они точно приросли к своим лошадям и не умеют сражаться пешими. В бой они бросаются с диким ревом; в рукопашной схватке они бьются с мечом в одной руке и с арканом в другой, чтобы запутать врага. Они, как звери, не знают законов и не понимают, что прилично и честно, Религия гуннов представляла собою грубое суеверие: в лагере Аттилы было множество гадателей, он заставил также следовать за собою плененного епископа, чтобы он принес счастье его войску.» (М.Г.)
Казалось, гибель Рима была неизбежна. Но что же Рим?
Лев Великий надевает облачение, собирает крестный ход, и с хоругвями и пением стихир и псалмов церковная процессия подошла к реке. Гунны стояли на другом берегу реки. Но разве так сложно им было переправиться через реку? И грабь город, наслаждайся победой. .
Лев Великий вышел безоружным говорить с Атиллой. О чём говорили Лев и Атилла – неизвестно. Известно одно: Атилла развернул свои войска и… ушёл… Народ воспринял это, как чудо Божье.
Через время вновь пришлось святителю Льву идти на переговоры, где не его уста, но Дух Святый говорил через него.
Смута в Риме. Император убит. Нестроения в Риме и смена власти привлекли к себе внимание вандальского короля Гензериха. Лев не смог предотвратить грабёж. Погибли и сокровища церквей, и святыни, привезённые Титом. Но богоносное слово святителя всё же спасло самое дорогое – человеческие жизни. Папа Лев отвоевал жизни римлян – население города Гензерих пощадил. Лишились богатства и имущества, но жизнь сохранили.
Меж тем, православная церковь была терзаема ересями, которые росли в церкви, как грибы после дождя. Несторий требует называть Богородицу Христородицей. Почему? По его мнению, во Христе – два лица. Как потом определит это учение Лев Великий – учение о поддельном человеке и страждущем Боге. По Несторию и его последователям: если в Христе «соприкасаются» два лица, они разные, то на Кресте пострадало только одно лицо – человеческое. Ведь Бог пострадать не мог. А раз пострадал только человек, то как он мог, будучи пусть даже самым праведным, как он мог искупить грехи всего человечества? А раз так, то и искупление поддельно, нереальное. И что тогда христианская вера? Звук пустой. Кому она поможет? Ведь по еретическому учению во Христе Божество и человечество просто соприкасаются. Но это два лица, две разных сущности. А где же тогда Христос? Отрицание единой Богочеловеческой природы отрицает Искупление, а значит и христианство. Против этой ереси пришлось бороться Льву Великому.
Святитель Лев очень страдал от нестроений церкви. Он плакал и молил Бога о пощаде мира.
И вот наконец свершился 4 Вселенский Халкидонский собор. В Халкидоне в церкви св. великомученицы Евфимии 8 октября 451 года собрались представители Вселенской Церкви. Был и лжепапа Диоскор, уже успевший анафематствовать святителя Льва.
Папой Римским на этом соборе был избран Лев. Святитель Лев, написав «Томос», «богоначертанный, богодвижимый свиток правыя веры», в очередной раз спас уже не Рим, но Православную Церковь, а с ним и человечество.
Основа учения – нераздельное и неслиянное соединение двух природ в одном лице Богочеловека. Совершенный Бог и Совершенный человек. Это соединение открывает человечеству путь к соединению людей с Христом и между собою в едином мистическом Теле Христовом. Христос – подобный нам и равный Отцу – наше человеческое спасение.
Святой Лев одержал догматическую победу. Победу одержало Православие…
Вера спасла мир вещанием Святого Духа, глаголавшего через уста святого Льва…Папа Лев спасает вверенную ему паству в третий раз…
Ереси не менее опасны, нежели свирепые и дикие гунны…
Но и они, как и гунны, побеждены и отступили.

II. Икона Богородицы Владимирская.

Из Византии, от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга пришёл подарок князю Мстиславу – икона Богородицы. Случилось это в 1130 году. Сначала она находилась в монастыре близ Киева. А потом была перенесена Андреем Боголюбским в город Владимир. С той поры и называлась она Владимирская.
У Димитрия Донского и княгини Евдокии в 1371 году родился сын Василий. Ему ещё не исполнилось 18 лет, когда стал он княжить – с 1389 года. В 1395 году, когда молодому князю было 24 года, пошёл на русские княжества Тамерлан-Тимур. Он уже сжёг Елец и вышел на прямую дорогу к Москве.
Что делать? Князь Василий I вышел со своими войсками к Коломне. Но что значили они против полчищ Тимура? И у других княжеств были войска, да не помогли войску Василия нисколько.
С берега Оки Василий I пишет письмо митрополиту Киприану: дескать, снаряжай послов во Владимир, вези в Москву икону Богородицы!
Та улица, где москвичи встретили икону, и называется Сретенкой. Там и была в честь прибытия иконы в Москву построена церковь, а потом – Сретенский монастырь.
Что же Тамерлан? Ушёл! Без видимых на то причин развернул войска и ушёл восвояси.
С тех пор считается Владимирская икона символом единения народа и защиты мира.
Сохранился город; сохранился благодаря тому, что в город вошла икона Богородицы. Вот так можно сохранить мир. И это может праволсавие.

III. Молитва святого Трифона

Сейчас часто можно увидеть по телевизору, как полчища саранчи или диковинных гусениц уничтожают посевы, парки, леса, реликтовые рощи… Новые комары разносят тяжёлые болезни. Тучи клещей или белой бабочки… Люди беспомощны перед нашествием сих гадов. Но если мы откроем Большой Требник, то найдём в нём очень много молитвенных чинов. Среди них и тот, который священники читали раньше на полях, в садах, виноградниках, огородах… и в домах, которые так же могут одолевать насекомые, грызуны и прочая живность, не всегда приятная для соседства.
Удивительно, что раньше православие широко использовало подобные молитвы для защиты людей. Ныне эти чины не используются. И люди страждут, мучаются.
Так почему же эта сила церкви пропадает втуне? Очевидно причина – наше маловерие, страх (а вдруг ничего у нас не получится и мы опозоримся перед иноверцами и атеистами?)… Мы не имеем веры даже с зерно горчичное.
Иной раз приходится слышать от православных маловеров сердитые слова в адрес древних молитвенных чинов: дескать, это пережиток язычества. А мы, мол, православные, и с язычеством нам не по пути. Но при чём тут язычество? Оппоненты говорят: православные бы обратились к Богу, а язычники обращаются к комарам да мошкам. Но мир полон живых и, в какой-то степени, разумных тварей. На этот, пусть маленький, разум живых созданий мы и уповаем. Заклинательные молитвы обращены именно к тем, кого нужно отогнать. Ведь и в чине Крещения священник обращается не к Богу: прогони, дескать, сатану, — а к самому сатане, требуя, чтобы он отошёл и оставил человека.
Кто может читать заклинательные молитвы? В основном – священство. Но, допустим, такая молитва, как Молитва задержания, прочитывается простыми людьми. Мы просим защиты для себя и говорим в ней от первого лица. Многие не рекомендуют читать Молитву задержания, не понятно из каких соображений. А меж тем она помогает именно в тех случаях, когда вы хотите от дома или от себя, ваших близких отогнать недругов. И молитва действует стопроцентно!
А вот что касается чина молитвенного на нивах и огородах – здесь дело обстоит несколько иначе. Этот чин служится священством. В давние времена ежегодно 6 мая, на день Георгия Победоносца освящали заклинательной молитвой святого Трифона воду. Это крещенская вода, смешанная с маслом от лампад. Пить эту воду священники не разрешают. Ею можно только кропить сад, дом, огород… На крайний случай – помазать тело. Если же в течение лета случалось какое-то крайнее бедствие – нашествие крыс, мышей, гусениц, саранчи, птиц, которые расхищали посевы и проч. – люди просили священника отслужить Литургию. Прежде нужно было соединиться со Христом – помолиться на Литургии и приобщиться Христовых Таин. Раньше вообще любое событие церкви начиналось с Литургии. А затем уже служили Чин на нивах бываемый, и священник окроплял страдающие земли или дома Трифоновской водой, освящённой на день святого Георгия. Никогда не было, чтобы молитва пропала!
Но можно ли прибегать к таким молитвам мирянам в крайнем случае? Допустим, если вам никто не оказал помощи, или нет поблизости церкви? Да. Но вы можете прочитать из приведённого ниже чина исключительно саму заклинательную молитву святого Трифона. И попросить Бога с на­деждой, чтобы не прогневался на ваше самочиние. Ведь Бог видит, что вам некому помочь…
Невозможно не вспомнить в таком случае, как митрополит Антоний Сурожский заклинал мышь! Этот отрывок вы можете найти в его рассказе “Мыши”.
«У нас вдоме развелись мыши; они галопом носились по всей квартире; что с ними делать? Мышеловок мы с мамой не хотели ставить, потому что нам было жалко мышей; отравленного хлеба мы разбрасывать не хотели, потому что нам боязно за бабушку было: ей было девяносто с лишним лет, увидит кусочек хлеба — возьмет, съест вместо мыши. Я тогда стал искать в молитвеннике: есть ли какой-нибудь способ? И нашел в Великом Требнике увещание всем вредным животным, чтобы они убирались вон. Причем это увещание на двух страницах, большое, начинается с тигров и львов,слоны, волки, и т. д. и до самых маленьких насекомых; а по дороге и мыши. Ну, разумеется, когда ты эту молитву читаешь, ты не всех зверей называешь, потому что насекомые могут быть, а львов и тигров у нас вквартире не было. Ну, я прочел и подумал: вздор! Ничего из этого получиться не может, я это скажу мыши, она повиляет хвостом и пойдет лопать сыр! Но потом подумал: нет! Раз ты, батя, написал эту молитву,ты за неё и отвечай! И я обратился молитвенно к святому, который эту молитву создал, и ему сказал: вот ты создал эту молитву, потому что ты верил. Я не верю, но я эту молитву прочту для мыши, а ты этой молитвой помолись перед Богом; твоя молитва, ты за нее и отвечай! Я сел на кровать, надел епитрахиль и жду. И вышла из камина мышь. Я ей говорю:Сядь и слушай! Она так села, усами шевелит. Я говорю: Вот что тебе говорит святой такой-то (не могу вспомнить его имени) — и прочел увещание. Потом ее перекрестил, говорю: А теперь иди и всем другим расскажи. Она ушла, и ни одной мыши не осталось у нас в квартире. И я был так счастлив, что это не по моей вере! Понимаете, я ни в грош не верил, а по вере этого святого… Поэтому вы можете и так поступить: я эту молитву от себя прочесть не могу, но я могу сказать: Господи! Этот святой знал, что он говорит! Я эти слова скажу и попрошу его вознести их к Тебе, а мне вернуть какое-то понимание… И это тоже — способ молиться…»

Чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, Аще случится вредитися от гадов, или иных видов

Подобает быти Литургии и вжигати кандило святаго Трифона, или святаго Евстафия, или святаго Юлиана Ливийскаго, или и обоих. По Божественной Литургии взяти елей от кадил, и воду святых богоявлений, и кропляяй крестовидно священник на ниву, или виноград, или вертоград, глаголя молитвы сия.
Господу помолимся. Господи помилуй.
Господи Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю: и небо убо украсивый великими светилы, еже просвещати на земли, и чудитися теми Тебе Единому Содетелю и Владыце твари: землю же украсивый злаком и былием, и различием семен, сеемых по роду, и всю цветы вообразив, в благоукрашение благословил ecи ю: Сам и ныне Владыко, призри от Святаго жилища Твоего на стяжание сие, и благослови е, сохрани е неврежденно от всякаго чаровання, и обаяния, и всякаго зла, оплазства же лукаваго, и коварства лукавых человек: и даждь ему приносити плоды во время, исполнены благословения Твоего, и всякаго зверя, и гада, червя же и мухи, и ржу, зной и вар, и безгодныя ветры, вред наносящыя, отжени от него. Яко освятися и прославися Пречестное и Великолепое Имя Твое Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веком. Аминь.
Заклинание святаго мученика Трифона
Веждь же,о Иерею,яко не вся животная зде именованная прочести достоит, но точию тогда вреждающыя.
Заклинаю вас многовидныя зверие, червие, гусеницы, хрущи и прузи, мыши, шуры и критицы, и различные роды мух и мушиц, и молий и мравий, овадов же и ос, и многоножиц, и многообразные роды ползающих по земле животных, и летающих птиц, вред и тщету нивам, виноградом, садом же и вертоградом наносящия, Богом Отцем Безначальным, и Сыном Его Собезначальным и Единосущным,и Духом Его Пресвятым, Отцу и Сыну, Единосущным и Животворящим. Заклинаю вас вочеловечением Единороднаго Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и пожитием Его на земли с человеки, страстию же Его спасительною, и животворящею Его смертию, и тридневным Его воскресением, и на небеса вознесением, и всем Его Божественным спасительным смотрением. Заклинаю вас и святыми многоочитыми херувимы, шестикрилатыми серафимы, летающими окрест Престола, и зовущими: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф. Заклинаю вас святыми ангелы, и всею силою и тысящами тысящ, и тьмами тем, страхом многим стоящими пред славою Господнею, да не обидите виноград, ниже ниву, ниже вертоград, древес же и зелий раба Божия(имярек), но отыдите на дивия горы, на неплодная древеса, на няже даровал есть Бог вам повседневную пищу. Заклинаю вас и Честным Телом и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, Истиннаго Бога и Спаса нашего, Им же и спасение дадеся нам и избавление, за Его же Имя имамы умрети, да не обидите ниже ниву, ниже виноград, ниже вертоград, ниже всякое древо плодовитое, и безплодное: и ниже лист зелий да не обидите от окружения предела, и места раба Божия(имярек); аще же преслушаете мене, и преступите клятву, ею же заклинаю вас, не имате ко мне смиренному и малейшему Трифону, но к Богу Авраама, и Исаака, и Иакова, грядущему судити живым, и мертвым: тем же яко же предрех вам, идите на дивия горы, на безплодная древа. Аще же не послушаете мене, молити имам Человеколюбца Бога, еже послати ангела Своего, иже над зверьми, и железом и свинцом свяжет вас и убиет, зане клятв и молитв мене смиреннаго отвергостеся Трифона: но и птицы, посылаемыя моею молитвою, да снедят вас. Еще заклинаю вас великим Именем, на камени написанным, и не носившем, но разседшемся яко воск от лица огня: изыдите от мест наших на места, яже предрех вам, непроходимая и безводная, и неплодная. Изыдите от места и окрест предел рабов Божиих, и мене призывающих на помощь свою, и заступление, и спасение, да и в сих славится Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и молитвы и прошения смиреннаго Трифона да исполнятся: яко Богу подобает слава и держава во веки веков. Аминь.

Священник: «Мир всем». Лик: «И духови твоему» Священник: «Главы ваша Господеви приклоните». Лик: «Тебе, Господи».

Священник же чтет молитву сию велегласно:
Владыко Господи Боже наш, плотским Твоим смотрением благословивый Вифлеем, и Гефсиманию, и иногда дом Иаковль, иже и благословен быв, Израиль преименовася: иже и дом Аведариин и Давыдов благословивый, Сам благослови и стяжание сие, и сотвори е о благословении плодоносити: молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, Честнаго Славнаго Пророка, Предотечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол, святых добропобедных мученик, святых славных великомученик: Трифона, Евстафия и Юлиана, и святаго (имярек), егоже днесь память совершаем, и всех Твоих святых. Яко Ты еси благословляяй, и освящаяй всяческая, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцом, и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Данный чин был напечатан так же в книге, изданной по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия «Жизнь и страдания святого мученика и чудотворца Трифона». Паломник, 2000 год. Это издание является перепечаткой с ещё более старого издания – Москва, 1903 год, цензор протоиерей Григорий Дьяченко.
Благо, если и нынешняя перепечатка чина кому-то поможет, напомнит и восстановит в церковной практике данное служение.