Василиада. Или почему вечер — щедрый?

Совпавший гражданский Новый год старого стиля с праздником Василия Великого прочно переключил наше внимание на ёлку, мандарины и шампанское. Мы, иной раз – не без надменности! – говорим о «мирских»: «Пусть они празднуют свой Новый год 1 января! А вот наш церковный Новый год – 14-го!».

Надо сказать, что церковным этот Новый год не был. Церковный Новый год на Руси до реформ Петра 1 отмечали 1 сентября (14 по новому стилю). Совершали особый всеобщий молебен на Красной площади о нисполания благодати на государство и народ.
А вот день14 января или 1 января по старому стилю – день обрезания Господня и день Василия Великого. Канун праздника – вечер 13 января – именовали Щедрым вечером. Почему?
Василий Великий – удивительный святой. Начнём с того, что он имел 7 (!) высших образований, имел колоссальные знания в области медицины, грамматики, физики, астрономии, великолепно владел риторикой, гимнографией, был философом и богословом.
Василий Великий — архиепископ Кессарии Каппадокийской (современная Турция).
Страшный голод случился в Кессарии в 367 году. Кто является истинным христианином? Тот, кто помогает страждущему, облегчает его страдания. Только эти люди – истинные христиане. Василий Великий настаивает на том, чтобы богатые выделили деньги на закупку продуктов и постройку бесплатной столовой для бедных. Не легко далась святому Василию благотворительность. Приходилось иной раз силой принуждать богатых отдать деньги. А тем, кто всё-таки отдал деньги, советовал не гордиться. Святой Василий неустанно внушал пастве:
«Если, отнимая собственность нищих, подаешь нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать».
Напоминал и бедным: «…Если говоришь: нет у меня, не дам, потому что я сам беден, -правда, ты беден. Беден любовию, беден человеколюбием, беден верю в Бога, беден вечным упованием».
Тем, кто действительно не имел денег, Василий Великий предлагал потрудиться на строительстве столовой. Ведь это посильно и тому, кто не имеет денег.
Василий Великий задумал новое, поистине великое строительство – первый в мире больничный комплекс Василиада. Комплекс стали строить близ Кесссарии. Это был целый город с прекрасным храмом в центре. Чтобы каждый, кто попадал сюда, помнил, что все благодеяния нам – от Бога. И сами мы тоже должны творить добрые дела, как творил их Христос, живя на земле.
Комплекс Василиада включал в себя так же детские дома, приюты для нищих, школы для детей бедноты, а главное – многокорпусную больницу! Корпус был отведён для каждого отдельного вида заболеваний. Например, инфекционный корпус. Корпус-лепрозорий. Сам Василий Великий считал, что у священника не только духовное, но и мирское образование должно непременно использоваться. Поэтому он и сам работал врачом. И каким! Он взял на себя работу в лепрозории! Без маски, повязок, перчаток он работал с каждым больным, видя в нём брата во Христе. Каждого обнимал, отирал слёзы, утешал, облегчал страдания.
Именно с Василиады имеет начало наша «скорая помощь»! Был там такой корпус, где стояли повозки-кареты скорой помощи. И жили лошади, за которыми ухаживали, кормили. Больные доставлялись в больницу на «каретах скорой помощи». Отсюда и берёт начало данное выражение!
Вначале Василия Великого попрекали в растрате огромной суммы денег. Но святой был несгибаем. И люди, видя его пример, начинали и в других областях строить подобные комплексы – Василиады. Может быть, не такие крупные, не с таким размахом, но всё же…
Прожил Василий Великий очень мало – 48 или 49 лет. Не дожив до 50-ти, он покинул землю. Тело его не могло уже нести бремя земной жизни, ибо было истощено непосильными, непрекращающимися трудами на благо людей.
Друг Василия Великого Григорий после отпевания сказал о больнице «Василиада» такие слова: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье. Если сравнить больницу святителя Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице “Василиада” мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа, Который начальник всем».
Таким образом, Василий Великий был основателем социального служения и церковной благотворительности. Он так много помогал всем при жизни, что в Греции его почитают, как Деда Мороза. Считается, что святой Василий всем поможет и каждому принесёт подарок.
Из уст в уста передавались предания о том, как святой помог тем или иным людям. Он никогда не гнал человека. Даже самого грешного считал достойным спасения. Любой человек – образ Божий. И потому невозможно любого человека отдать дьяволу! Вот, например, один из случаев, бережно сохранённый людьми в памяти и письменах. Один парень полюбил девушку, которая не желала выйти за него замуж. Тогда он дал расписку дьяволу, что если враг рода человеческого устроит свадьбу, то парень будет ему принадлежать на веки. Так всё и случилось. Нечистые духи организовали свадьбу. И вот после свадьбы выяснилось, что парень и девушка обречены теперь на страдания. Злобные духи не дают им жить. Молодой муж рассказал всё, как было, жене. Женщина не отреклась от мужа, решив, что раз уж случилась свадьба, они должны быть вместе. А может, она действительно полюбила своего суженного. Но нужно было что-то делать. Тогда жена взяла за руку мужа и со слезами отвела его к Василию Великому, умоляя о помощи. Святой Василий не отвернулся, напротив – живо откликнулся на помощь пострадавшим. Он созвал людей и сказал, что надобно молиться всем вместе. Ведь дело не шуточное – расписка в руках диавола! Но нужно помочь молодой семье.
Началась соборная молитва. Дьявол набрасывался и бил не только беднягу-мужа, но и святителя. Но Василий великий продолжал взывать к Богу, говоря, что не опустят люди рук, пока Бог не вырвет из рук диавола письмена о вечном рабстве. И вдруг записка, которой потрясал диавол, вырвалась из его рук и плавно полетела прямо к рукам Василия Великого. Святой разорвал её. С этим и закончилась сила нечистого.
Почему же праздник в честь Василия Великого называют щедрым? Да именно потому, что щедр был святитель! И к этому призывал каждого православного христианина. Вечер щедрым должен быть не только потому, что вы накроете себе богатый стол. Вечер должен быть щедрым потому, что поделились угощениями с неимущими.
В Греции сущестует добрая традиция: печь на Щедрый вечер особые пироги – Василопита. То есть хлеб святого Василия. А есть ещё святой хлеб Фануропита. Это хлеб в честь святого Фанурия. Считается, что Фанурий всегда исполняет молитвы, если только просимое не противоречит Божьей воле.
Заинтересовавшись этой темой, я стала искать в интернете рецепты святых хлебов. И нашла. Выражаю благодарность автору: Seagull_L и сайту «Поварёнок.ру»

Ингредиенты для «Василопита и Фануропита»:
Мука пшеничная / Мука (В — 250гФ — 250г) — 500 г
Яйцо куриное (В — 2шт Ф — 2шт) — 4 шт
Сахар (В — 100г Ф — 250г) — 350 г
Масло сливочное (В) — 125 г
Молоко (В) — 140 мл
Миндаль (В) — 70-100 г
Орехи грецкие (Ф) — 1 стак.
Изюм (Ф) — 0,7 стак.
Сок апельсиновый (Ф) — 100-120 мл
Масло растительное (без запаха, Ф) — 60-70 мл
Корица (Ф) — 1 ч. л.
Разрыхлитель теста (В — 1 ч.л Ф — 1 ч.л.) — 2 ч. л.

Как видим, количество ингридиентов помечены буквами: Ф – для фануропиты, а В – для Василопиты.
Василопита готовится так: вначале взбивают желтки с сахаром. Отдельно просеивают муку и добавляют разрыхлитель.
Затем в желтки добаляют по очереди муку и молоко маленькими порциями, продолжая взбивать.
Добавляют миндаль. А затем взбивают белки. И вводят белки в тесто, не стараясь особо перемешивать – это даёт тесту воздушность.
Тесто кладут в форму. А затем – самое интересное: в тесто кладут монетку. Или небольшое украшение. Так поступал сам Василий Великий – раздавал хлебы с запечёнными в них монетками или золотыми украшениями.
Тесто выпекают при температуре 180 градусов до сухой спички.
А вот как пекут хлеб Фануропиту… Изюм вымачивают в ликёре или соке.
Взбивают желтки, апельсиновый сок и растительное масло.. Отдельно просеивают муку и смешивают с разрыхлителем и корицей. Добавляют в тесто так же небольшими порциями, взбивая. Затем добавляют изюм и орехи. В последнюю очередь так же добавляют взбитые белки, не слишком усердствуя в перемешивании. Мешают снизу наверх. Выпекают приблизительно час при температуре 180 градусов. Но – так же самое интересное! Перед тем, как посадить фануропиту в печь, молятся святому Фанурию, чтобы он исполнил ту или иную просьбу, молитву.
Фануропиту нельзя есть только самому! Как и хлеб святого Василия, её делят и разносят друзьям, а то и просто незнакомым людям. В память о милосердии святых. А когда святой Фанурий исполнит молитву-просьбу, тогда нужно испечь ещё раз святой хлебушек и вновь разделить его с людьми – в благодарность святому ещё раз угостить близких и дальних. Если Василопиту пекут чаще на Новый год, то Фануропиту пекут по потребности – когда нужно получить помощь.
Все эти традиции не нацелены, как наш праздник нового года, на объедение за сытым столом. Но учат нас: если что просишь себе у Бога – не забудь и про других. Напитай, сделай доброе дело людям. И непременно получишь помощь от Господа!