Трудный возраст? Или благословенный?

Известна родительская проблема: маленькие дети усердно ходят в храм. Но достигнув лет 15 – отказываются от веры. Это сломало не одно родительское сердце. Зачастую родителям кажется, что они зря прожили свою жизнь и не смогли воспитать детей. Но если понимать происходящее верно, ситуация не покажется такой трагичной. Давайте спокойно посмотрим на проблему.

Связал ли человеческое сердце Бог? Отнюдь нет! Господь дал человеку свободу. Человек имел изначально право выбора. Не было отнято право выбора и в дальнейшем. Вспомним притчу о виноградарях: Господин Сада надеялся, что пожалеют пророков — но не дождался жалости и любви от работников. Господь надеется, что работники пожалеют хотя бы Сына. Но и Сына убили… То, что свобода не была отнята у людей – очевидно: об этом нам рассказывает слово «может быть»… То есть, Господь даёт право выбирать. Как даёт и право на ошибку.
Это право выбора есть не только у взрослых, но и у детей. Об этом родителям нужно помнить! Не только мы выбираем, быть ли нам с Богом, но и наши дети делают этот выбор самостоятельно.
Теперь рассмотрим, что же такое подростковый возраст. Его называют переходным. Что и куда переходит? Обычно мы связываем переходный возраст с признаками физиологического взросления человека. Но это совсем не главное! Что же является главным? Желание приобрести собственный, личный опыт! Ребёнок до этого возраста жил, используя родительский опыт. Если малыш любит и уважает родителей, он принимает на веру всё, что ему говорят родители. И родительские слова ему кажутся истиной в последней инстанции. Но воспринимает он их, как своё личное мнение. Разве не слышали вы, как иной раз ребёнок с важным видом повторяет родительские слова от своего имени? Эти ситуации не раз казались нам забавными. Но главное – они породили в нас иллюзию, что ребёнок всё понял, все наши слова принял к сведению и думает точно так же, как и мы. Мы наивно полагаем, что воспитали сына или дочку и что их правильная позиция – на века!
Но вот исполняется 15. Или у кого чуть раньше, у кого чуть позже. Ребёнок вступает в переходный возраст: он переходит от родительского мнения и опыта к собственным суждениям и личному опыту. Но, грубо говоря, «корзина опыта» до отказа забита родительскими размышлениями и опытом. Что нужно сделать ребёнку? Освободить «корзину»! ребёнок «выбрасывает» из неё всё. Теперь «корзину опыта» предстоит заполнить новым содержимым – своим опытом. И вот тут может случиться так, что ребёнок захочет попробовать поискать свой собственный путь, минуя родительскую протоптанную дорожку. Что же… Так когда-то поступили и наши прародители… и каждому человеку никуда не деться от собственного пути.
Итак, ребёнок решил идти по пути жизни сам. Хорошо, если до этого он имел свой личный молитвенный опыт. Такое случается. И оно – не забываемо. Ситуации бывают разные. Какой-то ребёнок молился о рождении братика или сестрички – молитва исполнилась. Это положительный религиозный опыт. Какой-то ребёнок молился о выздоровлении мамы. И молитва тоже исполнилась. Это так же положительный опыт. Но бывает иначе… Дитя молилось о возвращении папы в семью. А папа и не думал возвращаться. Это опыт отрицательный. Объяснять ребёнку, что возвращение папы в семью – это тоже личное и свободное решение папы — бесполезно. Ребёнок никогда не примет предательства. Но до поры до времени он принимает объяснения мамы полусознательно: мама говорит – значит знает, что говорит. Ребёнок пока живёт родительским опытом. Но вот переходный возраст – ребёнок переходит к своему личному опыту. И вот тут он может подумать так: Бог не исполнил моё желание; значит, молиться – бесполезно. Нужно искать что-то другое, что обеспечит мне исполнение моих желаний без учёта чужой воли и желаний. Ребёнок начинает искать путь порабощения и закабаления чужой личности. В православии этого нет – пойду дальше! Так он может пройти атеизм, баптизм, язычество, буддизм и индуизм… что угодно. Юный человек будет искать ту веру, которая поможет уничтожить свободу другого. Поэтому и обращаются к колдунам, экстрасенсам и так далее. Тем паче, мир обещает очень много способов порабощения, закабаления человека. Юноша полюбил девушку. Что говорит православие? Девушка свободна; захочет – полюбит, захочет – нет. Что обещают гадалки? Приворожу! И ты получишь любимую! Конечно, с точки зрения прагматичного разума – это лучше православной церкви… до той поры…. пока кто-то не попытается так же совершить насилие над молодым человеком. Вот тогда начнётся понимание, что свобода и выбор – это всё же много лучше кабального рабства и абсолютного бесправия человека.
Только став на такие грабли, молодые люди начинают вспоминать о том, чему учили родители.
Конечно, не все проходят этот путь. Но очень многие. И путь сей – естественен. Это родителям нужно помнить!
Получается, что каждый ребёнок. Пока повзрослеет окончательно, наставит себе немало «духовных» шишек и синяков. Если общество воцерковлено – проблем меньше. Ребёнок реже сталкивается с грехом, с безответственностью, меньше разведённых семей… Но если общество далеко от церковной морали – контраст между семьёй и обществом будет очень велик. И преодолеть подростковый возраст без падений и ушибов будет непросто.
Что же делать родителям? Примириться, что дети – не вы. Это неизбежно. Потому что такова Божья воля. Но о чём нам молиться в первую очередь? Есть ошибки, которые можно исправить. Есть такие ошибки, которые исправить уже нельзя. Нельзя исправить потерянную девственность. Хотя и с этим можно жить. Нельзя исправить потерянное целомудрие – придётся до конца жизни каяться за второй и третий брак. Но и с этим можно жить и получить от Бога прощение и радость. Нельзя исправить аборт – убитого младенца нам не вернуть. Нельзя исправить самоубийства. То есть, то, что нельзя исправить, тоже разное по степени тяжести. С одним можно жить, даже быть счастливым и попасть в рай. А с другим непоправимым жизнь останавливается. И нельзя обрести вечность.
Задача родителей – молиться изо всех сил, чтобы наши дети совершали ошибки, которые можно исправить! Ошибки у детей всё равно будут. Это неизбежно. Но лучше иметь ошибки, которые можно исправить. Вот основной смысл наших родительских молитв: не просьба к Богу сделать жизнь наших детей такой, какой её хотим видеть мы. Эта молитва не исполнится. Бог не отнимет свободу выбора у наших детей. Но нужно молиться о том, что наши дети не совершили непоправимого.
Когда мы будем смотреть на события подросткового возраста без излишнего трагизма, понимая суть перехода ребёнка во взрослую жизнь, мы сделаем меньше родительских ошибок. А они ведь тоже могут быть непоправимыми! Детям не нужна эгоистичная родительская любовь. А что такое эгоистическая любовь? Это позиция: я хочу, чтобы ты доставил мне как можно меньше неприятностей… или даже вовсе не доставил никаких неприятностей. А так не бывает! Эгоистическая родительская любовь вызывает разрыв между детьми и родителями. А мы ведь молимся о том, чтобы сохранить единство семьи! Путь один: понимать, что ребёнок всё равно будет искать свой личный опыт. Это – залог его свободы. Это дар Бога нашему ребёнку. А мы будем молиться, чтобы дар свободы, данный Создателем нашим детям и нам, не привёл нас к непоправимым ошибкам. А всё остальное – как говорят: перемелется – мука будет. Невозможно человеку прожить и не ошибиться. Человеку невозможно. Но всё возможно Богу. Богу возможно безусловно простить и любить нас.
Конечно, держать путь самостоятельно сложно. Будем с понимаем и добротой относиться к детям, вступившим на трудный подростковый путь – путь самоопределения, путь обретения личного опыта. Пусть будет переходный возраст благостным. Пасха – это переход. Благостной Пасхи нашим детям!