Многие святые отцы напоминали нам: мы куплены дорогой ценою. Мы часто слышим слова: искупительная Жертва Христова, Бог стал Человеком. Но чаще всего мало задумываемся над этим. А что значит: Бог стал Человеком? И для чего это было нужно? Попробуем с помощью учебников догматического богословия хотя немного осветить для себя тайну Искупления.
Что есть искупление? Искупление – возвращение человека в то состояние, из которого выпал Адам. Только путь искупления пройден за нас, пройден не нами! Мы не делали ничего, но получили дар: в результате Искупительной Жертвы мы обрели возможность вернуть то изначальное, первозданное состояние, которое получили от Бога Адам и Ева. Человеку вновь даровано Божье Царство по смерти. До Крестной Жертвы люди говорили о жизни души после смерти тела, как о беспомощном, жалком существовании, которое тянулось вечно. Ощущение безысходности перед смертью мучило человека. После Воскресения Спасителя всё изменилось: смерть – стала самым большим подарком от жизни и её венцом.
Падение Адама состояло в преслушании и гордости. Следовательно, путь искупления человека мог пройти только через обратное движение: абсолютное послушание и отрешение от своей воли. И вот Бог принял на Себя этот подвиг ради нас. Путь Христова послушания включал в себя все искушения, включая богооставленность. Христос живёт такой же жизнью, как и мы. Христос претерпевает искушения, как и мы… и не впадает в грех. Причём, побеждает искушения не своим Божеским бесстрастием, а человеческой волей, переживая страдания. Для того и принял Господь плоть человека, чтобы стать для нас образцом истинного жития. Мы часто говорим, рассуждая о воспитании детей: дети воспитываются примером родителей. Наш Небесный Отец, наш Родитель, даровавший каждому из нас жизнь, дал нам пример: можно жить земною жизнью безгрешно.
Существуют четыре термина, с помощью которых в богословии описывается, объясняется соединение двух природ во Христе: Божеской и человеческой.
НЕСЛИТНО. В результате соединения обе природы соединились, но не так, чтобы составить новое естество, отличное от исходных. Господь воплотился истинным Богом и истинным Человеком. Обе природы соединились, но не смешались. Каждая существовала сама по себе и обе были вместе. В лице Спасителя они пребывали, как два разных естества.
НЕИЗМЕННО (НЕПРЕЛОЖНО). Обе природы остались неизменными – Божья не смешалась с человеческой, а человеческая не превратилась в Божественную.
НЕРАЗДЕЛЬНО. Хотя два существа пребывали во Христе различно, но эти природы не составляли двух отдельных лиц. Они соединяются в Единую Ипостась Бога Слова.
НЕРАЗЛУЧНО. С момента соединения двух природ в утробе Матери Божьей, они уже не разделяются. И на Небеса Господь вознёсся и сел одесную Отца, имея человеческую плоть.
До прихода Спасителя на землю люди ничего не могли изменить в своей посмертной судьбе. Рождество Бога на земле поменяло всё. Что же требуется от нас теперь, чтобы иметь возможность принять Божий дар? Отношения между Богом и человеком требуют от нас нашего собственного изменения. Это изменение не может произойти в нас насильно, через чужую волю. И совершенствовать нам себя возможно! Нелишне повторить: Господь, преодолевая, как Человек, искушения на земле, подаёт нам пример: можно при любых искушениях не потерять человеческого достоинства, которое заключается в том, что мы есть образ Божий; можно при любых искушениях не впасть в грех против Бога и не совершать скверных поступков по отношению к людям. Для спасения человечества нужно было указать людям путь спасения. И Господь указал его нам Своей земной Человеческой Жизнью. Апостол Павел сказал: Христос «умер за нас, когда мы были ещё грешниками». (Рим., 5-8). Бог стал для нас наставником и учителем. Но Господь не просто рассказывает об Истине – Он Сам есть Истина. Господь не просто учит нас любви – Он Сам есть Любовь. Он знает Истину не из Откровения – Он Сам — Откровение, её Первоисточник. Господь Сам сообщил нам о тайне Пресвятой Троицы. Он дал нам благую, радостную весть.
Почему же Господь отдал за нас Жизнь, когда мы были ещё грешниками? Господь нам ответил просто: «Я возлюбил вас». Когда очень трудно и горько – нам следует помнить эту фразу! Сила Божественной Любви раскрывалась в чудесах: Господу было важно накормить, исцелить, утешить, воскресить близких и соединить родные души вновь, избавить от горя… Он плакал при виде материнской скорби, Он прослезился у гроба скончавшегося Лазаря. Хотя Он знал, что воскресит Лазаря и сына вдовицы сейчас. Но он плакал, понимая, как тяжело было людям пережить то, что уже случилось. Будем помнить об этом плаче Христа, о его жалости к людям в тот момент, когда скорбящий человек обращается к нам за утешением! Бывает так, что вместо слов утешения он слышит от православных весьма жёсткие рассуждения о том, что «так Богу угодно» и мы должны терпеть. Терпеть-то скорбящий должен – куда деваться? А вот тем, кто поучает, нелишне помнить, что Господу «было угодно» плакать с плачущими. Кроме того, говоря такие слова, мы зачастую откровенно богохульствуем: мы «списываем» наши человеческие преступления на Господа – мол, такова воля Божия. Вспомним, что первый грех Адама имел продолжение именно в этом: переложить на Бога свою вину, поскольку жену Адаму дал Бог… И Адам, получается, не виновен…
Господь показал идеал смирения, смиряясь не только перед волей Отца, но и пред человеками – омывая ноги учеников. Этим Господь учил: никто из людей не может насильно требовать к себе абсолютного доверия, абсолютного послушания и подчинения. Напротив, каждый человек должен быть готов оставить свою волю и доверять, слушаться, подчиняться другим. Если об этом будут помнить все люди – тирания на земле будет принципиально невозможна. Такими претензиями: подчинить себе всех и вся, требовать от людей абсолютного непрекословия и безволия – отличается антихрист. Потому тирания, деспотизм – черты безбожного человека. Именно на основании этих свойств личности многие старые люди называли некоторых лидеров нашего государства антихристами: лидеры требовали, чтобы все были с ними совершенно согласны и свою волю подчинили их диктаторской воле. А воля, свобода личности, ум и умение размышлять – дар Бога каждому человеку!
Христос полностью, до состояния раба, подчиняет по образцу твари Себя Отцу. Но он делает это не по принуждению Отца, а по любви и Своей свободной воле. Для Него теперь бытие возможно лишь при условии предания Себя в волю Отца: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой!» В этом сильнее всего проявляет себя Его вторая ипостась – Человека. Крестной Смертью запечатлевается полнота послушания Богу не только по божеству, но и по человечеству! Отныне, некогда непокорный человек, восставший против Бога, — весь в Божьем послушании и Божьей воле. Он подчинён Богу вплоть до мучений и смерти. Крестная Жертва – центральное событие Искупления. Митрополит Филарет сказал так: «Любовь Отца распинающая, Любовь Сына распинаемая, Любовь Духа торжествующая силою Крестною». Догмат говорит: Крестная Жертва приносится Господом Иисусом Христом по Его человеческой природе (но никак не по Божественной), а приемлется, принимается всей Пресвятой Троицей.
Смерть теперь не тупик, не конец, а лишь дверь в Царствие Небесное. Враг, смерть, обманувшись человеческою плотию, проникла в Самого Бога, в Котором она, конечно же, не могла иметь места. И тем рухнули врата ада.
Предполагают, что тело Воскресшего Спасителя – то самое, какое было у человека изначально и которое было потеряно при грехопадении. Христос не дух: Он и после Воскресения имеет тело, Он показывал Свои раны ученикам. Христос и после Воскресения вкушает пищу. То есть, Он имеет плоть. Но эта плоть обладает удивительными для нас способностями – она перемещается очень быстро в пространстве, проходит сквозь стены, изменяет образ, становится невидимой…
Вознесение проложило восстановленному человеку дорогу наверх. Вознесение состоялось с принятой на вечные времена плотью. Через пребывание в положении раба, Человек восшёл к Вечной Славе. По воскресении Сам Христос становится Ходатаем за нас, понимая и зная Лично все наши скорби и горести.
Человек двусоставен. Потому всегда будет общаться с духовным миром. В этом для современного человека заключена большая опасность. Если человек не знает Бога – случится беда: человек будет неминуемо соприкасаться с духами зла, ибо наша духовная природа требует непременного общения с духовным миром. Человек будет искать этот духовный мир, где придётся. Во времена перестройки мы помним горькие и страшные вещи: Чёрную и Белую магию можно было купить на любой «раскладушке» и в любом киоске Союзпечати. То же самое – самоучители по гаданию, карты, руны, сонники и проч… Население, выросшее в атеистической стране, в буквальном смысле изголодалось по духовной пище. И вместо манны небесной, не зная того, поглощало отраву, которая скажется ещё не на одном поколении и будет требовать так же искупления: через чьи-то судьбы, слёзы, молитвы, разбитые жизни, несчастные браки и ранние смерти.
Господь установил Новый Завет и воссоединил людей с Богом союзом теснейшей любви. Весь мир и вся тварь освободились от проклятия греха. Бог пришёл спасти не только человека, но и весь тварный мир. Но мы должны помнить главное: Бог не может даже по любви назвать грешного праведным. Для человека главное не избежать наказания, но исправиться. Прощение Богом человека невозможно без действительного нашего освобождения от греха. И в этом должна участвовать наша воля.
А Господь – возлюбил нас…