«Возсия весна постная!»

«Возсия весна постная, цвет покаяния…»

Если бы мы спросили в первые времена христианства, что есть пост и для чего он нужен, нам бы чётко ответили: пост есть подготовка к крещению к соединению с Богом. Если мы спросим наших современников, для чего мы постимся, ответы будут разными и не всегда внятными, вразумительными. Более того, мы можем услышать сомнение: а зачем вообще это нужно? Католики посты отменили за ненадобностью. А нам они зачем? Неужели так важно что-то не есть?

Попробуем обратиться к неделям, которые предшествуют Великому Посту, чтобы они помогли нам разобраться, что же такое пост? Многие священники подчёркивают, что именно так легче всего проникнуться смыслом поста.
Неделя о Закхее. Чему она нас учит? Тому, что человек должен желать Бога! Закхей так хотел увидеть Господа! Но стоявшая впереди толпа людей и не очень высокий его рост лишили Закхея возможности увидеть Христа. И он влез на дерево. Увидев его желание, Господь посетил Закхеев дом. Это основа всякого поста: желать быть с Богом! Грехопадение совершилось именно тогда, когда человек захотел быть сам.
Следующая неделя – Мытаря и фарисея. О чём поучает эта неделя? Можно себя хвалить, потому что соблюдаешь формально все требования: телевизор не смотрю, ем постное, не хожу на танцы, не смеюсь, не улыбаюсь… Что ещё нужно? Можно себя не хвалить, а честно перечислить грехи… и даже в чём-то исправиться… И искренне поскорбеть, что согрешил. Но при этом мы смотрим на себя «снизу»: человек слаб, то там, то там природа даст о себе знать… Мы не смотрим на себя сверху: я – человек, т.е. я есть образ неизреченной Славы. Но я этот образ запятнал, я ему изменил. Достойно ли образу неизреченной Славы сплетничать, кричать, произносить ругательства, жадничать, лгать?.. Грех – это падение с высоты. Мы потеряли ощущение этой высоты. Грех – не просто нарушение приличия с последующим наказанием, потому что грех имеет свою силу. Грех – это искажение самими же нами Божьего творения: и мира вокруг нас, и своей собственной души.
Если мы чувствуем свою вину за то, что мы себя не сберегли в высоком Божьем образе, что наши замыслы идут наперекор Божьим замыслам, но мы хотим вернуться к Богу, очень этого желаем – то мы обрели для себя начало поста и покаяния. А иначе, мы придём к рассуждению, что пост есть странное желание Бога нас мучить: мы жили хорошо, т.е. ели-пили, что хотели, а теперь мы должны терпеть неудобства и страдать. И непонятно, зачем Господу нужно, чтобы мы не пили молока?
Первый Адам нарушил пост, данный ему от Бога. Был ли он голоден? Вовсе нет! Зачем нарушил? Чтобы отделиться от Бога. Новый Адам – Христос начал с поста. И не такого простого, какой был у Адама: не есть плоды лишь с одного дерева. После 40 дней Господь взалкал, был голоден. Но сказал, что не хлебом единым жив человек. Человек не должен покоряться только телу, кланяться земной пище. Как писал Николай Сербский, мы не должны всю свою земную жизнь посвятить драке с гусеницами за еду. Потому что человек изначально был выше этого. Потому церковь ввела в свой обиход посты. Дьявол побеждается постом и молитвою. В том, в чём изначально человек согрешил, в том теперь мы упражняемся и повторяем путь, пройденный на земле Христом.
Есть два основных вида поста. Первый вид поста – совершенный или полный, т.е. полное воздержание от пития и пищи. Это пост Евхаристический, пост Сочельников. Он короток, меньше суток. Полный пост назывался в ранней церкви statio, что означало « быть на страже, наготове». Его смысл – подготовка и ожидание. Вот то самое ожидание, которое мы испытываем, когда нам чего-то очень хочется! Мы всецело поглощены событием, которое должно наступить, которого мы жаждем. Когда всем сердцем за что-то переживаем в нашей мирской жизни – мы и поесть-то забываем, а вспомним – так не хочется. Почему? Потому что наша душа возобладала над телом. Тело перестало командовать, оно полностью уступило место главенства душе. И мы можем не есть сутками, часто даже не ощущая особой слабости и недомогания! Значит это всё возможно? Почему же посты церковные нам соблюдать так трудно? Потому что почти все мы утеряли живое желание Закхея быть рядом с Господом, видеть Господа в своём доме. Мы готовы не пить, не есть, чтобы исполнилось наше земное желание. В этом нет ничего плохого! Но мы больше не умеем так же гореть духом ради Божьего, ради того, чтобы мы сами были похожи на Господа и Господь пришёл к нам. Совершенный пост нас возвращает к желанию быть с Господом, к ожиданию Христа. Полный пост завершается причастием. Причастие, Евхаристия – всегда радость соединения со Христом. Святые отцы сравнивали Евхаристию и человека, стремящегося к ней, с оленем. Всю неделю человек борется с диаволом, с преисподними силами – как олень, который есть ядовитые мухоморы, или же по другим преданиям – поедает змей. Олень бежит к водопою, чтобы родниковой водою утолить жжение и боль внутри от яда. Так и человек, утомлённый борьбою с диаволом, стремится к храму, чтобы принять Тело и Кровь Христовы, утолить душевную боль, ощутить помощь Господа, соединиться с Ним, иметь возможность воскреснуть в будущем веке. Евхаристия – это Сам Христос. Он с нами. И этот день недели мы проживаем вне времени, в вечности, потому что Бог с нами рядом. Тот же, что был… Где Бог – там нет времени. Где Жених, там нет поста. Евхаристия прекращает пост и с постом не совместима. Это то, что касается полного, совершенного поста.
Но в церкви есть и другой вид поста – аскетический. Это частичное воздержание, изменение качества и количества пищи. Если пост совершенный – один у всех: монахи, миряне, священники, старцы-аскеты постятся одинаково, то пост аскетический не может быть одинаковым для всех. У нас нет устава аскетического поста для мирян. У святого старца это может быть вода и просфоры, у кормящей мамы – лишь воздержание от мяса в постные дни. Всё это оговаривается со священниками. Но есть общие правила и традиции аскетического поста, который тоже нам напоминает, что дух должен торжествовать над плотью. Начало жизни – только в Боге, а не в пище и калориях. Это мы ясно видим в дни болезни тела: пища не спасает и не даёт жизнь, если Бог нам не даст эту жизнь. Тяжело больной человек просто не может есть, какой бы дорогой и вкусной пищей его не попытаемся накормить. Хлеб болезни горек, как говорит псалом.
С течением времени в церкви было установлено четыре многодневных поста, среда и пятница. Так же к постным дням относится день Усекновения Главы Иоанна Предтечи и день Воздвижения Креста Господня. Кроме того, может быть личный подвиг поста, цель которого определяет для себя постящийся. Например, во времена засухи или моровых болезней, военных действий, тяжёлой болезни близкого человека и прочее.
Аскетический пост, различный по строгости, имеет началом, увы, омрачённую радость последнего дня Творения. В последний день, когда Господь почил от трудов Своих, когда Он увидел, что всё сотворённое Им хорошо – человек нарушил радость Господа преслушанием, отпадением от Бога. Тем не менее, суббота остаётся днём непостным, скоромным! А в дни строгого Поста даже монахам разрешается вкушать в субботу елей. Отличие постов: если совершенный пост короток – часть суток, то аскетический пост должен быть продолжительным, иначе он не может воспитывать человека Нам нужно хотя на какое-то время изменить своё сознание, свой взгляд на мир. Ведь в обычной жизни мы живём так, будто Христос не приходил к нам, не отдал за нас Жизнь. Смерть осознаётся как нечто страшное, что разрушает земные удовольствия, и является абсолютно бессмысленной для нашего сознания: жил человек и умер, и ничего не осталось от него. Где его планы, его мечты? Для чего жил? А жил именно для этого – чтобы уйти к Господу, очистив и освятив душу, чтобы возжелал Господа. Но это мало кто ощущает, а некоторые и вовсе размышляют так: земная жизнь – мука. Скорей бы уйти. Уйти-то можно, но куда? В этом основной вопрос земной жизни. Праздник Пасхи, Малая Пасха – Воскресенье, Евхаристия учат нас видеть среди повседневных забот будущую новую жизнь, стремиться к ней, ценить свою земную жизнь и жить в ней именно ради будущей, которую надо земными трудами заработать.
Итак, мы имеем два дня чистой радости – день субботний (радость о сотворённом мире, которую грех уничтожить не в силах) и день воскресный – день новой жизни с Господом, день победы над смертью (теперь и смерть стала иметь смысл, потеряв своё жало, она стала лишь переходом в иной, Божий мир). Евхаристия есть венец этих дней. При этом за упокой полагается поминать в субботу. Воскресенье не имеет никакой печали, у Бога нет мёртвых, все живы.
Раньше в постные дни Евхаристию не совершали. Но в Великий Пост по средам и пятницам служат Литургию Преждеосвященных Даров. Евхаристия не совершается, но её плод – Святые Дары – всегда в церкви. Ими причащают на Литургии преждеосвящённых Даров, а так же людей больных, людей, находящихся в опасных жизненных ситуациях… В древнее время Литургия Преждеосвященных Даров служилась после вечерней. Дело в том, что за Литургией не закреплено определённое время служения. В большие праздники служится всенощное бдение, переходящее в Литургию. И Литургия приходится на раннее утро. В обычные дни вечерню служат вечером, а Литургию — на следующий день, завершая её ближе к полудню. В строгий пост — после полудня, ближе к 15 часам, а то и вовсе после вечерней. Дело в том, что наши 15 часов дня – это час девятый, время обещания благоразумному разбойнику рая и смерти Христа на Кресте. По давней традиции строго постящиеся не вкушают пищу весь Великий Пост ежедневно до 15 часов. Это не есть обязательная норма, которую непременно требуют от всех православных. Так поступают те, кто очень близко чувствует горе от крестной смерти Спасителя, кто постится не по обязанности, а по зову сердца.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Мы проживаем всю историю человечества и ощущаем, что грехопадение – это наша личная история, ибо каждый из нас лично перенёс невыразимую словами потерю – мы потеряли рай, святость, вечную жизнь рядом с Богом, и теперь «Царство Божие силою нудится». Нам следует оценить себя: соответствую ли я образу Божьему? Если мы честно зададим себе этот вопрос и честно на него ответим, мы будем не просто перечислять грехи на исповеди, мы увидим свои главные болезни: что каждого из нас более всего отдаляет от Господа? Каждый будет видеть прежде всего свой главный грех и своё личное раскаяние о нём. И своя цель: как приблизить себя к образу неизреченной Славы? При этих размышлениях мысли о желудке обычно сами собой отходят на второй план. В самом деле: пост – это дорога к совершенствованию своей личности. Если видеть главную цель своего движения, всё побочное отходит на второй план. Осознав это, человек вдруг начинает понимать, что постится он духом, а не желудком. Далее всё идёт проще: или пост желудком уже не ощущается, или человек выбирает для себя посильную планку (для своего физического состояния), но акцентирует внимание на своей душе, а не на том, пил ли он кефир.
При чтении на вечерней псалмов 119 – 133 – это «песни восхождения», их пели при восхождении по ступеням Иерусалимского храма – Агнец, уже освящённый в предшествующее воскресенье, переносится с престола на жертвенник. Без молитв. Ибо они уже прочитаны в воскресенье.
На Евангелии ставится зажжённая свеча – знак того, что свет Христов освещает и освящает всё.
Вечерня переходит в Литургию оглашенных, а затем в Литургию верных, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол.
В Каппадокии у Василия Великого в обычае было причащаться четыре раза в неделю: в среду, пятницу, субботу и воскресенье.
Среда и пятница, как постные дни, были избраны в противовес иудеям, постившимся в понедельник и четверг. В ранние христианские времена во дни святой Пятидесятницы были запрещены не только земные поклоны, но и посты среды и пятницы, как не соответствующие духу этих праздничных дней. Так же в церкви нет жёстких требований о посте супружеском, так как в этом вопросе основанием являются наставления апостола Павла, который советует держать пост супругам, но по обоюдному согласию, не вызывая раздоров и ссор. Супружеские отношения к Богу не приближают, но и не отдаляют. Единственно твёрдо оговаривается воздержание супругов накануне Литургии и Крещения. О венчании речи быть не могло. Это сейчас можно слышать, как батюшки требуют воздержаться перед венчанием. Раньше просто никому не пришло бы в голову жить без благословения Божьего. Супружеская жизнь до венчания сама собою отсутствовала. А если таковое и случалось, то однозначно рассматривалось, как грех даже самими мужчиной и женщиной, а вовсе не как норма, что сплошь и рядом сейчас.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, пост – наше желание и наша жажда Бога, желание вернуть себе образ Славы неизреченной, это ожидание, приготовление к соединению со Христом, это путь, который помогает восставить дух над плотью. Но чтобы осознать вышесказанное, надо опытно жить церковной жизнью, жить лично, а не теоретически рассуждать, надо ли поститься, надо ли ходить в храм. Пост постигается опытно, а не в теории. Постепенно мы приходим к его радости. Пост – это тоже лествица, по которой поднимаются постепенно; нам вряд ли удаться запрыгнуть с нижней ступеньки на самую верхнюю. Дорогу осилит идущий. Пост в ранней церкви сравнивали с весною, с оживлением души. Потому пост всегда нёс в себе радость и торжество. То торжество, когда человек вдруг ясно ощущает, что хочет быть, если уж не другом, то хотя рабом Божьим, а не рабом силы, противоположной Богу. С наступлением поста поздравляли, как с праздником. Потому что в конце поста каждый из нас хоть немного станет ближе к Господу и хоть немного очистит свои духовные одежды и обретёт частицу Славы неизреченной, образ Божий!