Спиридон и Николай

В старые времена в домах часто можно было увидеть икону: святые Спиридон Тримифунтский и Николай Мирликийский. Нынче традиция позабылась. Икону с двумя святыми – устроителями домов — нигде не всретишь. О святом Спиридоне либо не знают, либо знают так: «помогает богатеть и деньги получать». А икона Николаю Угоднику в основном осталась одна – Николая Зарайского. Хотя названия её мы не знаем. Именуем просто – икона Николая Угодника.
Начнём с того, что добывание денег и богатство не являются смыслом православной веры. Православные стяжают Святый Дух, а не земные блага. Да, эти святые – помощники всем бедным людям, всем, кто попал в беду. Ведь мы знаем: «Милости хочу, а не жертвы». Потому и помогают божьи угодники в наших земных делах. Но при этом не будем забывать главного, ради чего нам дана жизнь. Ведь она дана нам не ради еды и одежды!
Спиридон и Николай жили в одно время. Вместе они разоблачали Ария на первом Вселенском соборе. Их знали современники, как помощников и защитников бедных людей.
Родился Святой Спиридон в селе Аския на острове Кипр. Спиридон был пастух и земледелец. Жил зажиточно. Всю жизнь со своим урожаем Спиридон поступал так – делил его на три части: одну отдавал нищим, вторую давал беднякам в долг, а третью оставлял себе. Имел жену и детей. В их семье царили любовь и нежность друг ко другу. С годами любовь не ослабевала, но лишь крепла. Случилась беда: жена Спиридона заболела и умерла. Спиридон очень тяжело пережил смерть любимой. Но он знал одно: сердце не должно озлобиться. После некоторого времени уединения, Спиридон решил посвятить свою жизнь служению людям. Ещё при жизни жены он был рукоположен во епископы. Института монашества тогда не существовало. Семья не была препятствием для того, чтобы стать епископом. Однако, и приняв высокий сан, Спиридон продолжал заниматься своим делом: пасть овец, работать на земле. Своими молитвами он спас Кипр от голода. На острове началась засуха. Поля погибали. Епископ Кипрский Спиридон помолился и пошёл дождь. Дождь шёл день, два… неделю. Вновь епископ Спиридон обратился с молитвой ко Господу. Дождь прекратился. Напитанная влагой земля дала великое изобилие. По своему обычаю Спиридон две трети урожая раздал: часть безвозмездно, часть в долг. При этом он никогда не ходил в свои закрома сам, чтобы проверить сколько взяли и сколько отдали. Однажды один бедный крестьянин спросил епископа, почему он не проверяет, сколько зерна возьмёт человек. На что Спиридон ответил: «Просто я знаю, что больше, чем нужно, ты не унесёшь», Действительно: когда крестьянин стал набирать зерно, он просто физически не мог взять лишнего – часть зерна у него просыпалась обратно. Наконец, бедняк решил забрать столько зерна, сколько у него не высыпалось. Как оказалось потом – ровно столько зерна ему не хватало до будущего урожая! Кончилось зерно Спиридона, и поспел собственный урожай крестьянина. Семья не голодала.
На первом Вселенском соборе Спиридону пришлось объяснять присутствующим тайну Пресвятой Троицы. И сделал епископ Кипрский это так… Он взял в руку кирпич и сжал его. В тот же миг из его ладони огонь вознёсся вверх, вода потекла вниз, а на ладони осталась глина.
Однажды после смерти дочери Ирины к нему пришла женщина и пожаловалась… Она отдала Ирине на хранение свои драгоценности. Где Ирина их спрятала – она не знала. Тогда отец подошёл к покойной дочери и вопросил, где она спрятала драгоценности. Дочь ответила ему. Отец отдал драгоценности женщине, а дочери пожелал, чтобы больше никто не потревожил её сна до того времени, когда потревожит её Сам Господь.
Можно много говорить о чудесах, исходящих от святого. Всех их не перечислить. Потому остановлюсь немного на истории. Мощи Спиридона, епископа Кипрского перевезли из Тримифунта в Константинополь. Но когда на Константинополь напали турки, мощи отправили в Сербию, а затем они вернулись в Грецию, на остров Корфу или Керкира. На острове Корфу стояла армия Наполеона. Освободил остров наш адмирал, ныне тоже прославленный в лике святых – Фёдор Ушаков. Ушаков мечтал создать на острове Корфу свободную Греческую республику. Конечно, его планам никто не позволил бы претвориться в жизнь. Однако греки и сейчас помнят и любят русского адмирала за его доброту, справедливость. 27 марта старого стиля в 1709 году была Пасха. Русские войска освободили греческий остров. К Пасхальной радости присоединились радостные настроения долгожданной свободы – остров, как тогда надеялись, станет республикой с республиканским правлением. Адмирал Ушаков попросил местное греческое духовенство и своих войсковых священников совершить крестный ход с выносом мощей епископа Кипрского Спиридона. И по сей день жива эта традиция. Крестные ходы с мощами совершаются на Керкире – Корфу несколько раз в год. Вообще, жители острова от мала до велика считают, что их остров никогда не был под властью турок только потому, что епископ сам ежедневно и по сей день обходит остров. Покровитель Средиземноморья – так величают островитяне своего святого. Не высокое звание епископа, а любовь и добродетель возвели Спиридона Тримифунтского на такую высокую ступень святости.
Надо сказать, что нам есть чему поучиться. Греки совсем не так относятся к святыне и вере, как мы. (Наша вера живёт от нас, порою, отдельно: эта часть меня для церкви, эта часть меня для мира.) Жители острова по утрам не начинают никаких дел, пока не зайдут в храм помолиться и поставить свечу. Даже дети, прежде чем идти в школу, приходят в храм, чтобы приложиться к мощам. А потом уже идут на уроки. К сожалению, у нас нет такой живой веры. Да и количество храмов к тому не располагает. Если раньше на Руси каждая улица вела к церкви, то теперь многим людям нужно будет очень далеко идти или ехать, чтобы попасть в храм. Государство, отделившее себя от церкви, не располагает к тому, чтобы вера вошла в обиходную жизнь.
На Корфу в праздники хор поёт особо – под орган. В городе Керкира (такое же название носит и остров по-гречески) в храме, где хранятся мощи, раздают посетителям ниточки. На эти ниточки разбирают тапочки святого. Температура мощей, к удивлению учёных, — 36,6. Растут волосы и ногти. Тело мягкое. При прикосновении к мощам, остаётся небольшая вмятина, которая затем исчезает. Когда святой выходит из раки, чтобы помочь людям, рака просто не открывается. Священники знают: рака пуста. Потому и одежда и обувь изнашиваются. Приходится часто их менять. Особенно тапочки ( ниточки от которых и раздают людям). Святой Спиридон исцеляет болезни, спасает от кораблекрушения ( выдёргивает из воды тонущих людей и возвращает на сушу), общается с теми, кто просит его о помощи, помогает уладить бытовые житейские трудности. На иконах он изображён в шапочке из ивовых прутьев, такие шапочки обычно носили раньше пастухи.
Н.В.Гоголь рассказал в Оптиной пустыни, как однажды на Корфу он шёл с крестным ходом. Несли мощи святого. Какой-то англичанин скептически заявил, что живые мощи – это сказки, тело просто набальзамировали священники, чтобы оно не портилось. И когда англичанин подошёл к мощам, святой поднялся.

О другом защитнике простого народа – Николае Угоднике — мы тоже знаем, как ни странно, мало. Обычно в домах и храмах увидишь лишь один образ – Николы Зарайского, как называли его на Руси. Это всем знакомый образ, где святой в одной руке держит Евангелие, а другой рукой благословляет. Получил название этот образ по названию города Зарайск.
Есть другой образ Николая Угодника – Никола Можайский. Город Можайск был разорён татарами, сожжён до тла. Была сожжена и церковь Николая Угодника. Тогда построили новую церковь в честь Николая Чудотворца и написали новый образ – Николая Можайского. А затем вручили город Святителю с просьбой владеть им и покровительствовать. Надо сказать, что эта старая христианская православная традиция всегда давала удивительное процветание городам и государствам. Так совершенно слабое и безвестное Московское княжество после вручения его Богородице превратилось в сильное и обширное государство. Так, как было сказано выше, остров Корфу спасался от турецких захватчиков. Вот и Можайск стали называть «Святым русским городом». Покровительствовала городу икона Николая Можайского – на ней Николай Угодник изображён иначе, нежели на иконе Зарайской. Здесь он держит в одной руке меч, а в другой руке храм. Можайский образ – защищает, охраняет, вразумляет и останавливает всех, у кого бесчестные намерения.
Святых Николая Мирликийского и Спиридона Тримифунтского чествовали вместе. Даже крестный ход в честь Спиридона, епископа Кипрского, проводили 11 августа (повторюсь, что крестные ходы в честь святого Спиридона проходят несколько раз в год). 11 августа нового стиля – день рождения Николая Чудотворца и день памяти его святых родителей. На Руси в этот день всегда служили особую николо-рождественскую службу, т.е. службу, посвящённую рождению именно Николая Чудотворца. Слава Богу, что эта служба, стараниями Светланы Черкасовой, появилась в интернете. А наш журнал «Уроки веры» её печатал в прошлом августовском номере. Многие прихожане нашего храма откликнулись и почтили день рождения святителя чтением канона, который читается во время службы.
Молясь Николаю Чудотворцу и епископу Кипрскому Спиридону, не будем забывать, что они радели прежде всего о чистоте веры, боролись с ересями. А не только помогали в житейских проблемах. «Не хлебом единым»… И ещё: их святость – это подвиг добродетели… В чём необходимо упражнять свою душу и нам, грешным. Как советовал доктор Фёдор Петрович Гааз: «Если тебе плохо, — найди того, кому ещё хуже, и постарайся помочь».