Что же делать в субботу?

«1. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший изсохшую руку….Он же… 4. им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти или погубить? Но они молчали. 5. И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. 6. Фарисеи вышедши немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.» (от Марка, гл. 3)
На страницах Евангелия не раз мы видим противостояние Христа и фарисеев. Но к фарисеям принадлежал и Христос. Как же понять этот спор?
Мы часто используем слово «фарисей» машинально, не зная толком, кто это. Среди иудеев было три течения: саддукеи, ессеи и фарисеи. В общих чертах… Саддукеи очень следили за буквой закона. Для них превыше всего ‒ подчинение Закону. Все обязаны исполнять Закон Моисея по всей строгости. Фарисеи были ближе к народу. Они не требовали такого жёсткого исполнения закона. Бедные слои населения не имели возможности в точности придерживаться Закона. Большая часть выживала, как могла. Поэтому саддукеи презрительно относились к народу и проводили черту разделения не только между иудеями и язычниками, но и между богатыми и бедными иудеями. Фарисеи были ближе к простому народу. Что касается ессеев, то они вообще предпочитали не касаться мирской суеты и жили уединённо, почти монастырским уставом. Их практика – аскетизм, отшельничество, суровый уклад жизни и вера в неоспоримый промысл Божий.
У иудеев шла до самого вавилонского пленения борьба между священниками и пророками. Священники стояли за обрядовую религию. А пророки говорили о том, что нужно сердцем обратиться к Богу.
Не раз фарисеи и саддукеи погибали в междуусобной религиозной войне, которую поддерживали и подогревали правители. Только при царице Соломеи-Александре установился долгожданный мир. Прекратилась война между саддукеями и фарисеями.
И вот мы видим такую странную ситуацию: казалось, самая народная религия у фарисеев. Христос так же принадлежит к фарисеям. Но Господь постоянно критикует их. Почему?
Лучшее в народе испортилось. Что говорить об остальных? Со страниц Евангелия фарисеи предстают перед нами людьми с ожесточёнными, надменными сердцами.
Вообще человеку свойственно приписывать Богу человеческие качества. Для чего? Чтобы принизить Бога. Так человеку удобнее жить, когда уверен: идеал не совсем уж и идеальный. А раз неидеален идеал, что тогда говорить о слабом человеке? Он вправе позволить себе не быть идеальным. Кто с него что спросит? Неидеальный бог не может карать людей за их неидеальность. Но те, кто ещё хуже, должны, конечно же, караться Богом. И потому – кто беден, кто не имеет детей, кто несчастен в земной жизни, кто болен – они грешны и поделом заслужили от Господа.
Казалось бы, такое событие, как исцеление в субботу человека, имеющего сухую руку, и поэтому лишённого возможности честным трудом добывать себе хлеб насущный и обречённого на попрошайничество милостыни, ‒ само по себе благо. Но именно оно вызывает у фарисеев столь сильный гнев, что они решают погубить Иисуса. Ведь сухорукий грешнее, чем они!
Теперь обратим внимание на текст Литургии. А именно на Великую Ектинью:
Диакон: Миром Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Кирилле, и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите ( или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О граде сем ( или: o веси сей, если в монастыре, то: о святей обители сей), всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.

Мы предаём свою жизнь в Руки Господа, а что получим от Бога взамен? Болезни ли? Несчастья и слёзы? Страдания? Испытания? Отнюдь нет! Господь дарует нам избавление от нужды и опасности, исцеляет от земных болезней и дарит вечную жизнь, охраняет мир и покой в государстве… Бремя Господа легко, не обременительно для нас.
Как это всё соотнести с тем, что нередко говорят, что нужно просить себе скорбей и радоваться оным. А вот отсутствие скорбей понимать нужно только так: Господь не любит человека.
Но обратим внимание на слова Христа: что же нужно делать – душу спасти или погубить? Не человек, который мог бы понять человека лучше, поскольку и сам земной, но именно Господь говорит о том, что душа гибнет от скорби! Человек, имеющий сухую руку, не может заработать на хлеб и вынужден просить милостыню – следовательно, он унижен. Он чувствует себя «второсортным» по отношению к другим людям. Он терпит физические страдания, а так же душевные. Он чувствует себя отверженным от Бога. Другим Бог благоволит, а вот его за что-то проклял. А за что? У человека в голове непрестанно будет зуммерить мысль: «У них-то две руки! И они зарабатывают и кушают белый хлеб! Не настолько же они лучше меня! А у меня – одна рука и я вынужден кушать старые сухари, которые обеспеченные люди, за ненадобностью, кинули попрошайке. За что Бог так несправедлив?» От таких мыслей гибнет душа…
Однако страдания этой души нисколько не трогали людей, находившихся рядом! Буква закона оказалась важнее. А кроме того, вдруг бывший калека теперь сравняется с остальными, а то и лучше их заживёт! Ведь возможно, он – великолепный мастер: кузнец или музыкант, столяр или каменщик, земледелец или садовод… Тот, о кого вытирали ноги и кому кидали при входе в храм медный грош, теперь, возможно, станет богаче их. Мир поменяется. А нужно ли его менять? Кому-то захочется ещё что-то исправить, изменить… Лучше без потрясений!
Люди же, услышав о том, что Христос устраняет болезненное неравенство и всех делает здоровыми, ходящими, слышащими и видящими, шли к Нему в великом множестве. Людям хотелось изменить мир и себя к лучшему. Но стремление к лучшему, охватывающее народные массы, в конце концов, оказывается опасным для богатых. И тогда книжники начинают говорить в народе, что Иисус бесноватый. Эта мысль так решительно насаждалась, так часто повторялась, что даже домашние Христа решили Его увести силой, чтобы только не иметь позора и нарекания со стороны фарисеев и книжников. Остаётся только догадываться о скорби, которая терзала (совершенно напрасно, но тем тяжелее!) тех, с кем Христос делил кров родного дома – Мать Его, братья и сёстры… В отчаянии семья Христа отправляется к дому, где Христос исцелял. Они были настроены решительно, но решимость их растаяла при виде огромной толпы, окружавшей дом. Пробраться через такую толпу не было никакой возможности. И тогда они начинают звать Его и просить выйти к Ним.
Христос отвечает: «33. …Кто матерь Моя и братья Мои? 34. И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот Матерь моя и братья Мои». (от Марка, гл.3). Так кто же, они, сидящие рядом? Кто Богу и матерь, и брат, и сестра? Это те, кто думает, что Бог добр! Те, кто думает, что Господь милостив и поможет! Те, кто думает, что Бог любит человека! Вот они ‒ и брат, и сестра, и матерь Богу. Это те, кто не смешивает Божественное милосердие с человеческой жестокостью. Они веруют: Бог исцелит и пожалеет, несмотря на субботу… Они Богу доверяют.
Третья глава Евангелия от Марка потрясает трагичностью. Мы не вдумываемся, насколько велика пропасть, разделившая человечество. Одни считают Бога жестоким карателем за грехи. Другие верят, что Господь желает спасти и пожалеть даже грешника. Мы воспринимаем строки Евангелия так, будто Христос просто отказался от своих родственников и, непонятно почему, неблагодарно предпочёл им чужих случайных людей. Но чужие поверили, что Бог добр! А свои, посчитав правыми священников, увидели в милосердии Христа к людям сумасшествие и беснование!
Бог требует сохранить человеку страдания, ‒ вот какой перевёртыш оказался в голове священников и даже в головах у родственников Христа.
Гнев и скорбь пронзали сердце Христово. Страсти – это когда ты бессилен что-то изменить, но твою душу раздирает скорбь протеста, мучение отчаяния и безысходности. Страсти Христовы… Одна из них, возможно, ‒ боль Христова от жестоких и «правильных» человеческих сердец.
Помним, как обрушивался Христос с гневными словами на тех, кто присутствовал при чуде хлебов, но так ничего и не понял. Господь ясно сказал, что нужно накормить людей, дабы они не ослабели в дороге. Доброта Бога и забота о самых простых вещах, необходимых человеку, не укладывалась в головах служащих Богу людей. Каждый строил свои, очень высокие, возможно, мечты и помыслы. И напрочь забывал о самом простом: тот, кто рядом с тобой, не должен терпеть беду. А ведь духовное начинается с малого и простого земного: тот высокодуховен, кто успокоит сердце ближнего и избавит его от земных страданий.
Мы говорим, что Господь жертвовал и скорбел, потому путь скорби и жертвы – единственно правильный для христианина. Именно: Господь уже принял все наши скорби и принёс за нас всех жертву. И более не хочет жертв. Милости хочет от нас к ближнему…
А там, где каждый думает о благости ближнего, не будет несчастным никто.