БОГ ЕСТЬ, БОГ ЗДЕСЬ!

Слова, которые сказал Тозер, невольно вспомнились мне, когда я глядел в бездонное тёмно-синее небо, усеянное мириадами звёзд. Звёзды – крупные, средние, совсем малые, глядели на меня со всех сторон, увлекая в безбрежный океан космоса. Бог есть, Бог здесь! И тут чувства восхищения и восторга внезапно сменились страхом.

Бог есть, Бог здесь… Что такое космос? Космос состоит почти целиком из материи, неизвестной нам – «тёмной материи». На обычную материю приходится всего лишь 4% от массы Вселенной. Космические тела двигаются против всех, открытых нами, законов физики и механики. В космосе властвует неизвестная нам сила – антитяготение, переменные магнитные поля. Вселенная по всем нашим законам должна сжиматься – а она расширяется. И Бог мой! Около полторы тысяч небесных тел, астероидов, приближаются к нашей планете, пролетают рядом. А что, если какое-то тело столкнётся с нашей планетой? Кто нас спасёт? Но они летят мимо…, и мы остаёмся живы. Бог есть, Бог здесь!
Солнце, как выяснили учёные, — вовсе не центр Солнечной системы. Центром является особая точка, которая блуждает внутри Солнца и даже может выходить за его пределы! Всё в космосе беспрерывно изменяется: рождается, гибнет, вспыхивает, взрывается, галактики захватывают друг друга, происходят химические превращения… А мы живы и жива наша планета Земля! Бог есть, Бог здесь!
Космос говорит: космонавты слышат космический шёпот. Космос полон звуков. Наши космонавты слышали плач ребёнка, лай собаки, песню… Никто не может объяснить это явление.
Ясной картины мира на сегодня ни у кого нет. Многие астрономы говорят: во Вселенной мы совсем одни. Человечество – уникальное явление космоса. А кто-то по-прежнему надеется найти «братьев по разуму».
Консолмагно, астроном, рассказывает: однажды ему стало неловко: столько на земле несчастных людей, а он глядит на звёзды. Он поехал в Африку, чтобы оказать реальную помощь бедствующим людям. Каково же было его удивление, когда африканцы, не имеющие даже водопровода и чистой воды, вдруг, узнав, что он астроном, стали расспрашивать его о звёздах! Они хотели наблюдать за звёздами. Почему нас так притягивает небо?
Когда мы глядим на небо, нам лучше познать Бога. Небо открывает дорогу к Богу. Мы вдруг видим Его величие и свою хрупкую беспомощность. О человек! Мы можем кричать: «Я могу всё сам!» Но едва мы подумаем: а что если один из астероидов не изменит траекторию движения… Или комета пролетит не мимо, не рядом, а… И мы понимаем сразу и окончательно: как беспомощны мы! И как велик Тот, кто это всё создал! Присутствие Бога, ясное, чёткое – вот что даёт нам небо. Бог есть, Бог здесь…
Книга пророка Исайи. 40; 26. «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их?» 1;3. «Вол знает владетеля своего и осёл – ясли господина своего; а Меня… народ Мой не разумеет».
Да, наше поклонение Богу в основном нечистое, приземлённое. «Ты подумал, что Я такой же, как ты». Почему идолопоклонство вызывало всегда такой гнев Бога? Как делаем мы идолов? По подобию людей, птиц, зверей. 40; 19-20 «Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом…А кто беден… выбирает себе не гниющее дерево». Человек молится твари. Но что для Него люди, золото и деревья? 40; 24-25. «Едва они посажены, едва посеяны, едва в земле укоренился ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унёс их, как солому». «Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» 44; 14-18. Человек «… рубит себе кедры, берёт сосну и дуб… Часть из этого употребляет он на то, чтоб было ему тепло… другою частью варит мясо в пищу… а из остатков делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается пред ним и молится ему, и говорит: «спаси меня, ибо ты бог мой…»
Мы веруем не в того Бога, какой Он есть. Миссионеры обычно начинают свою проповедь, пытаясь вызвать веру в Бога через чувство жалости. Бог был хороший. И очень просил людей дружить с ним. Но люди его стали мучить, убили… Так давайте же вспомним о его страданиях и полюбим его. Но это не тот бог. Это бог, придуманный нами самими. И ему мы молимся. На равных: требуя, обижаясь, негодуя на Его «несправедливость». Мы так думаем потому, что осталось в памяти народов: Иисус ходил по земле. И был — как мы: жаждал и голодал, терпел зной и усталость, присаживался отдохнуть у колодца, просил попить, истекал кровью во время бичевания, тосковал в Гефсиманском саду, умер и был похоронен. Мы забыли: Богочеловек. Мы лишь помним: Человек. Такой, как мы. Образ Бога замутился в нашем сознании, понимании.
Посмотрите на Небо! Ис.,40. «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?.. Вот народы – как капля из ведра, и считаются, как пылинки на весах. Вот острова, как порошинку, поднимает Он. Все народы пред Ним как ничто, — менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Итак, кому уподобите вы Бога?»
Господь обращается к нам. 1; 5-7 «Во что вас бить ещё, продолжающие своё упорство? Вся голова в язвах, и всё сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет… здорового места» … Но нет нам исправления.
Что такое грех? Суть любого греха – низвергнуть Бога и провозгласить себя: «Я есть!» Я всё решу сам! Что ты можешь, человек? Грех, это когда человек твердит, что может идти, куда хочет. Всё, что мы делаем – ради утверждения себя. Потому мы не считаемся ни с кем. Мы перешагнём через более слабого, кто не смог так жёстко утвердить себя. Мы надавим, навяжем свою волю, подчиним другого человека себе. А Бог… Мы Его тоже жалеем. Жалеем, плачем над Его ранами… и выйдя из церкви – грешим, утверждая своё Я. Но жалость к Богу – абсурд! Человек всегда зависим от ситуации. Но Бог выше ситуации. Бог абсолютно свободен. Он не нуждается ни в нашей вере, ни, тем более, в нашей жалости. Бог будет существовать и без своих защитников, и без нашей жалости, и без нашей веры, и без нас самих. А мы? А мы полностью зависимы не то что от Бога, а от какого-нибудь астероида, который Господь не захочет отвернуть от планеты Земля, мы зависим от какого-нибудь куска космического камня. Мы не видим Бога таким, каков Он есть. Увы…
Бог существует для Себя, а человек для славы Божьей. Верующий человек вверяет свою судьбу Богу. А неверующий доверяет свою жизнь людям, которые ничего не могут. Даже не могут отодвинуть падающую звезду, ослабить мороз или остановить ветер. Верующий человек отдаёт свою жизнь Хозяину всего. Неверующий вверяет свою жизнь такому же немощному смертному, каков он сам. Ведь ни наши награды, ни земная власть не дают человеку ни бессмертия, ни даже здоровья.
Царство Божие – бесконечно и вечно. Наш выбор: или Христос, или вечная трагедия. 1;16, 19-20. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю, если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас».
Получив земную власть, мы совершенно ею очаровываемся. Но Богу мерзко всё несправедливое. 1;23, 30-31. «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою… Вы будете, как дуб, лист которого опал, и как сад, в котором нет воды. И сильный будет отрепьем…» 2;22. «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» Напрасно украшаем себя и возвышаемся над другими. Мы надменны. Мы свысока смотрим не только на людей, но и на Бога. Что Он сделает нам? 3; 19-25 «В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах… и серьги… и сосудцы с духами… верхнюю одежду и нижнюю, и платки и кошельки… И будет вместо благовония – зловоние, вместо пояса – верёвка и вместо завитых волос плешь, вместо красоты – клеймо…» 5;8 «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле…»
Бог может всё. Даже космос не бесконечен. Бесконечен только Бог. 6; 1-5. «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф!.. И сказал я: горе мне! погиб я!»
Господь велик. А мы унизили его в своих представлениях. Господь справедлив. Гнев Его всесилен и страшен. Но Он и милостив. 54; 10 «Горы сдвинутся и холмы поколеблются, — а милость Моя не отступит от тебя». 55; 3, 6. «Придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша… Ищите Господа, когда можно найти Его… и Он помилует».
Мы боимся на земле: был за нами грех и кто-нибудь вдруг расскажет про него людям. Перед Богом не нужен этот страх. Ибо Господь знает о нас всё: что с нами было и что с нами будет. Все ужасы нашего прошлого Он знает. Всю нашу правду Он тоже знает. Потому никакой лжец не оклевещет нас пред Ним.
Мы страдали. И об этом Господь знает. Он знает всё. Ничего не нужно ни скрывать, ни признаваться. Всё, что нужно Богу – наше искреннее раскаяние и любовь Его творения к своему Творцу.
Бог есть Дух. Для него величина, расстояние, стадия физического заболевания не имеют ни значения, ни смысла. Бог в любой ситуации может нам помочь. Как поётся в одной африканской песне: «Нет трудного для Иисуса!» Бог присутствует везде внутри своей Вселенной. И мы живём внутри него. Он дал нам дыхание жизни. И продолжение этого дыхания зависит от Него же. О, как нелепо при этом кричать, что мы сами всё сможем даже против Его воли! Так может кричать букашка в нашей ладони: «Я ничего не боюсь!» Но вот ладонь сжалась… Человек, архангел, птица, гусеница, цветок, звезда, серафим… — это всё Его творения. Мы выдумали себе, что познали законы, по которым живёт Вселенная. Вселенная живёт, благодаря Слову-Логосу Бога. Бог вездесущ. И это великое благо! Именно потому, что Бог вездесущ, он может помочь каждому из нас всегда. Бог есть, Бог здесь! Он всегда рядом с нами, с каждым из нас.
Бог верен. Его слову можно верить: оно неизменное и животворящее. Ничто во всей Вселенной не может причинить человеку вред, если он идёт об руку с Богом.
Бог сотворил Землю и людей для радости и в радости: кн. Иова, 38; 7. «… при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости» … Земля и люди сотворены для радости Божьей. Похищать у Бога радость – величайший грех. Потому каждое беззаконное наше деяние – это не личное наше дело. Это есть воровство радости у Бога. Как же дерзки мы, посягая на Его радость!
Бог может жить и без нас. Но мы не можем без Него. Мы Бога не любим, несмотря на то, что полностью от Него зависим. Мы объявляем себя неверующими людьми. А Бог нас любит, потому что Он нас сотворил, потому что Любовь Его бесконечна. И Его любовь желает добра всем. Любовь в любой ситуации никогда не желает зла никому. А мы порою жаждем наказания и беды для самых близких нам людей только от того, что они не послушались нас. Как странно это всё…
Кн. Иова.38;12. «Давал ли ты, когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место её?» …
Мы, видя своё мнимое величие, гордимся перед Богом. А видя свою беспомощность падаем духом. И не верим, молясь, что можем получить просимое. Мы не верим в могущество Бога и Его милосердие. Мы не хотим понять, что благодать Бога безгранична и вездесуща. Она даёт место святости во всех условиях, во все времена, она способна прийти на помощь в самой безвыходной ситуации. Мы, молясь, сто раз уже отчаемся, не веря в то, что помощь Божья придёт. Да, увы, так. Идёт пир, а мы стоим в соседней комнате и не идём на пир. И умираем от голода.
Мы грешны. И боимся своей грешности. Мы боимся предстать перед Богом. Но Бог знал, что апостол Пётр предаст Его из трусости. И тем не менее назвал Петра и всех учеников Своих Своими друзьями. Наказание за грех совершилось тогда, когда Господь умер за нас на кресте. Так были наказаны и прощены наши личные грехи. Уже прощены. Милосердие Бога – не мимолётность, подвластная настроению. Это вечное Свойство вечного Бога. Это неизменное свойство Бога. От своих грехов мы полны страха, что никто нам не протянет руку помощи. Но мы сами же восстали против этой Руки, когда сказали: «Я всё могу сам!» Какой печальный парадокс…
Мы виновны. Но нельзя бояться подойти и попросить милости и прощения. Пётр не боялся. Боялся подойти и попросить прощения Иуда. «Любовь Бога – реальность Вселенной, столп, поддерживающий мир».
Поскольку Бог – это абсолютное нравственное совершенство, то святость – моральное условие для Вселенной, для каждого из нас: «Святая – святым!», «Будьте святы», — так неустанно повторяет нам церковь. Святость – это обязательное условие для жизни. Для жизни всего Божьего творения. Это как кислород, как воздух. Отнимется святость – вся жизнь во Вселенной задохнётся и умрёт. Бог защищает Своё творение. Потому Его гнев обрушивается на то, что аморально. Помним Содом и Гоморру. Гнев Божий непримирим к тому, что убивает Его творение — Вселенную. «Будьте святы, потому что Я свят». Наша святость поддерживается в нас Кровью Агнца. Мы идём к причастию, чтобы укрепить и поддержать свою святость и не стать врагами Богу.
Без своей святости мы никогда не увидим и не услышим Бога. Аморальность не даёт нам возможности стать другом Богу. Но Господь ищет скромных. Нескромность – это уже не святость. На земле мы учимся быть святыми. Потому земная жизнь – бесценный, драгоценнейший дар. Человеческая жизнь единственна и дана, чтобы человек на земле сотворил небо. А потом уж ему откроется вечное Небо рядом с Богом.
Бог – Личность. А раз Личность, то мы можем знакомиться с Ним, идти всё ближе, навстречу друг к другу. И вот здесь очень уместно вспомнить то, что Господь Иисус Христос восшёл на Небо в человеческой плоти. На Небе по правую руку – Человек! Он нас всегда поддержит. Он знает человеческие трудности не понаслышке.
Как золото везде остаётся золотом, так Бог везде остаётся Богом неизменным. Он всё тот же, что был, когда сотворил мир.
Мы полагаем, что наши высокие посты, земная власть что-то значат. Возможно. Пока мы общаемся с людьми. Но случись Богу излить гнев Свой… Исайя, 24;2. Народы земли нарушили вечный завет. «Что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его…» Почему не помилует Господь грешника? 26; 10. «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде» … 45;10 «Горе тому, кто препирается с Создателем Своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «Что ты делаешь?!» … Горе тому, кто говорит отцу: «Зачем ты произвёл меня на свет?», а матери: «Зачем ты родила меня?»
Жизнь земная – дар. А когда будет нам трудно на земле – нам бы не отчаяться. Нам бы помнить: Для Иисуса нет ничего трудного! И это – залог того, чтобы прожить на земле долгую счастливую жизнь и перейти в жизнь вечную.
Бог есть, Бог здесь… рядом с каждым… всегда…

Использованы труды Тозера и книга пророка Исайи.