Запах рая

Самые наши печальные размышления – размышления о смерти над гробом дорогого человека или над бездыханным тельцем любимого домашнего животного, который был верным другом, утешителем и бескорыстным слугой. И конечно, наши размышления о Страшном Суде. Люди боятся смерти и Страшного Суда. И это естественно. Ведь мы не знаем, какова будет наша участь.
Но жить со страхом или тоской в душе – тяжело. Поэтому, постараемся разобраться в том, что нас страшит и стоит ли этого бояться

Суд назван Страшным, потому что этот Суд – последний. Дальше уже ничего не будет. Кого благоволит оставить Господь живыми в вечности, – те и войдут в обновлённые небо и землю. Остальных же не будет. И это поистине страшно. Но почему же тогда Андрей Рублёв пишет свои фрески в удивительных голубых, ликующе-радостных тонах?
Вот он, Страшный Суд великого изографа Андрея Рублёва! Дух захватывает от красоты, мира, гармонии. Что же здесь страшного? Почему разные мнения? Ведь есть фрески другого характера: полыхает огонь вечный, мучаются в огне грешники… — действительно страшно. Глядишь и повергаешься в уныние.
Обратимся к святым отцам, философам, богословам, к священникам… и конечно к тексту священного писания. Картина складывается такая…
Когда Адам согрешил, вся тварь, всё творение Божье возмутилось. Ибо создано было всё и вся для служения человеку, для человеческой радости и торжества. Но человек согрешил и потерял свои светоносные одежды, погасло сияние… Человек стал смертен. Но автоматически стало смертным и всё безвинное живое – звери, птицы, рыбы, растения… Даже камни и те имеют смерть с той злочастной поры – и они рушатся и крошатся в песок. Всё безвинно приняло смерть, ибо было в подчинении Адаму. Было низшим звеном. И коль высшее звено творения отвернулось от Божественного света, отказалось от Божественных энергий, то всё, что стояло ниже, непоправимо и безвинно пострадало. И тогда вся тварь восстала на человека. И не захотела служить. И хотела убить человека. Но Бог запретил твари восставать на погасший, но всё же – образ и подобие Божие.

«Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели, как прежде, повиноваться ему – преступнику. Солнце не хотело светить ему, луна и звезды не хотели показаться ему; источники не хотели источать воду и реки продолжать течение свое; воздух думал более не давать дышать согрешившему Адаму. Звери и все земные животные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его; и все тотчас готовы были напасть на него. Небо как бы устремилось пасть на него и земля не хотела носить его более. Но Бог, сотворивший все и создавший человека, знал прежде создания мира, что Адам преступит Его заповедь, и имел предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие он должен был получить через возрождение во Святом Крещении, в силу воплощенного Домостроительства Сына Своего и Бога нашего. Бог сдержал все твари Своей силой и по Своему благоутробию и Своей благости не дал им тотчас устремиться против человека. Он повелел, чтобы тварь осталась в подчинении ему и, сделавшись тленной, служила тленному человеку, для которого создана, чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку, в работу ему, освободилась от этой работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленной и как бы духовной. Все это предопределил Бог прежде сложения мира.»
Симеон Новый Богослов. Слова. Слово сорок пятое.

Итак, животные оказались в подчинении человека, приняв смертность и страдания.
С тех пор весь мир стенает и плачет. И человечество тоже страдает от «дурной бесконечности». На земле творятся дела злые и бесчестные. Почему? Бог даровал человеку волю и свободу, разум, знания и попросил: живите по заповедям Моим и будет вам хорошо. Но большая часть мира отказалась от жития по заповедям Божьим. И потому на земле так много несправедливостей. Может ли Господь устранить это? Дело в том, что, конечно, может, но… силой, уничтожив полмира. Ведь добровольно злые, непорядочные люди не захотят изменять свою жизнь. Помним притчу о том, как посеял хозяин пшеницу, а враг насажал плевелы? Уничтожить ли поле? – спросил слуга. Что же ответил хозяин поля? Нет! Иначе истребим и пшеницу. Пусть растут вместе. Вот почему так много бед на земле. Но если Господь их решит прекратить – потопом, мором, огнём, землетрясениями – погибнут ведь и добрые люди! И те же звери, птицы. Так всё до поры до времени и живёт вместе – хлеб и сорняки.
Потому многие святые ждали Страшного Суда с радостью: придёт Господь и дурная бесконечность прекратится! Останутся добрые люди, животные, птицы, цветы… И будут жить на новой обновлённой земле! Станут свободны все – и люди, и животные! Получат нетленные тела… Так о чём же плакать? Вот почему Андрей Рублёв пишет свой Страшный Суд такими светлыми, ликующе-голубыми красками. Мир весь обретёт смысл!
Но что же люди и животные? Попадут ли все в новый рай?
Есть ведь люди, умершие без покаяния и отпевания. Кто-то утонул в пучине морской, кто-то погиб на войне и его не нашли, кого-то растерзали звери в лесной чаще… А есть ещё просто бедные и нищие. Некому их хоронить, некому их отпевать, некому о них молиться. И если и найдут люди окоченевший труп «бомжа» — а таковые были во все времена – кто узнает хотя бы имя его?
Вот о таких умерших, вообще о всех умерших людях когда-либо на свете – о ком молятся и о ком –нет – и служатся вселенские поминальные субботы. О всех, от века почивших.

Синаксарь в субботу мясопустну.
Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших).
Следует также знать, что не всякий, кто погиб в пропастях земли, в огне, в море, от упомянутых бедствий, от стужи, от голода, – претерпел это по повелению Божию.
Не предопределяет (Бог) же будущего, за некоторыми исключениями, сразу для всех случаев: что один удавится, другой умрет, и один старым, другой – молодым; но один раз определил общее время человеческой (жизни) и многие виды смертей; и в определенные сроки приходят разные виды смертей. Итак, не изначально повелевает Бог, но, смотря по жизни каждого в отдельности, Промысел Божий изменяет время и образ смерти его.
Ведь если есть предел жизни, то зачем мы просим Бога (о продлении ее), обращаемся к врачам и молимся за детей?
В третий день мы совершаем поминовение, потому что в третий день вид человека изменяется. В девятый день поминаем, ибо тогда разрушается телесное здание, сохраняется только одно сердце. В сороковой же день поминаем, ибо разлагается и самое сердце. И рождение человека происходит следующим образом: в третий день обозначается сердце, в девятый – образуется плоть, а в сороковой день человек преображается в совершенный вид. Посему мы и совершаем память усопших (в эти дни).
Афанасий Великий, если и не говорит так в словах к правителю Антиохии, то в слове об усопших говорит, что даже до общего воскресения почившим святым дано общаться друг с другом и сорадоваться, а грешные этого лишены. Святым же мученикам дано и наблюдать за нашими делами, и посещать нас.

Память об усопших совершается в субботу потому, что по-еврейски суббота – покой. Умершие уже пребывают в покое. Нам говорит Синаксарь, что умершим дано право общаться друг с другом, радоваться, посещать нас…
Но что же животные? Умер наш пушистый друг. И что же? Мы его не увидим в раю?
На этот вопрос нет ответа. Потому существуют самые разные мнения. Почему нет ответа? Ну, хотя бы потому, что всех прежде всего волновал вопрос спасения человека, а не животных. Вряд ли во времена Христа кто-то бы решил подойти к Господу и спросить: а воскреснет ли со мною в раю моя собака или коза? В ту пору ум людей волновало больше иное: спасётся ли само человечество?
Потому мы можем говорить о судьбе животных, лишь опираясь на частные мнения святых или батюшек. А они не одинаковы. Одни считают, что души животных смертны. Душа в крови. Нет крови, разложилась она – и душа тоже пропала навсегда. Другие возражают: но ведь в раю будут жить не только люди! Как пала вместе с человеком вся тварь, так с ним она и воскреснет. Третьи говорят, что человеку будет дано право по воскресении воскресить с собою и животных – не всех, но которые были ему очень близки при жизни и о которых он потом очень печалился, когда они ушли.
Многие животные наделены даром видеть духов. Люди лишены этого дара в своём подавляющем большинстве. Ведь Валаамова ослица видела Ангела, а её хозяин – нет!
Как могут воскреснуть животные, если от них ничего уже не осталось? Логика подсказывает, что какая-то их часть всё же жива даже после земной кончины.
Земная тварь покорилась не добровольно падшему человеку, но принудительно. И уже потому, что безвинно терпит и мучается, должна быть вознаграждена справедливым Спасителем.
Священник Константин Пархоменко рассказывает:
– У одной девочки, моей прихожанки, умерла любимая собака. Девочка много плакала, а через несколько дней во сне увидела свою собаку – здоровой и жизнерадостной. Самое интересное то, что от собаки исходило сияние. Как эта девочка потом мне сказала: «Я перестала плакать, потому что поняла, что моя собачка находится в лучшем мире». Как относиться к этому сну? Как к фантазии или как к какому-то знаку от Бога?.. В любом случае он поднимает огромную и важную тему: какова судьба животных? Прожить отведенный им, иногда весьма краткий, срок и кануть в небытие? Тогда зачем они вообще были созданы Богом? Чтобы развлекать людей, быть для человека игрушкой и пищей?..

Есть такая картина Елены Черкасовой – «Уход кота». Снег. На снегу кот. Он умирает. А в небо уже поднимается крылатое существо и уносится вверх по только ему одному ведомой дороге.
Говорят, что рай и ад имеют запах. И вот этот запах животные очень хорошо чувствуют. Именно по этому райскому запаху звери стекались к святым со всего леса – и медведи, и лисицы, и змеи, и птицы… Некоторые люди, которые держат дома кошек, рассказывают, что кошка никогда не пропустит момента, когда хозяева молятся! Всегда подойдёт и сядет рядом.
Так что будем уповать на то, что на том свете мы всё же повстречаем своих любимых питомцев.
А вот как быть с грешниками? А как быть некрещёным? А если ещё и некрещёный — не добродетельный человек, но грешник?
Рассказывают вот что… Есть крещение водою и Духом Святым. Обычное. Есть крещение кровью – так зачастую крестились мученики или воины. Например, святая великомученица Марина не была крещена. Ей просто не у кого было покреститься, поскольку все священники были убиты. Но она крестилась в собственной крови, исповедав при смерти христианскую Троицу.
А есть крещение слезами. Вот о таком крещении рассказывает Синаксарь… Григорий Двоеслов, папа Римский так крестил язычника императора Траяна. Траян преследовал христиан, пытал, умерщвлял. И потом умер. Естественно, его душа оказалась в аду. И вдруг Григорий Двоеслов, папа Римский, узнаёт, что император заступился при жизни за бедную вдову и помог ей. Его душа была способна на милость! Гнал христиан… Ну, может просто не понимал истины… И так заскорбел святой Григорий, что решил молиться за Траяна Богу. Плакал, молился со слезами: Господи, прости… Дескать, не ведал вполне, что творил! Но был же человек способен на милость! Так плакал святой папа Григорий до тех пор, пока сёзы его не омыли в аду душу Траяна и окрестили её! И услышал папа Григорий глас Божий: услышал Твою молитву. Будет в раю! Но больше так не делай! Не проси у Меня за таких грешников!
Как видим, даже убийца христиан был вымолен. Так что у нас тем более есть возможность вымолить, спасти своих ближних, подготовив, таким образом, грядущую радость: встречу с родными на Страшном Суде и пребывание всем нам вместе на Новой Земле и под Новым Небом. И, возможно, и наши любимые коты и собаки, прочая живность – служившая нам, кормившая молоком, любившая нас – будет тоже рядом с нами. И всё вокруг нас объединится: будет Господь ходить среди народа своего, будем мы, будут наши любимые звери – все рядом… под лазурными небесами, как на фреске Андрея Рублёва. А может быть, там будет такая красота, которую мы и представить не можем!